Последнюю неделю я не могу уснуть без алкоголя: я учу жену водить.
Нет, права-то у нее есть. Получены вполне законным путем. Но водительское удостоверение и умение водить — если кто не знает — к россиянам редко приходят одновременно.
Кое-что "сверху" при получении прав все-таки пришлось выложить, так же как и мне когда-то. Вообще, насколько я знаю, выкладывает большинство сдающих на права. Примерно к середине "полевых" занятий, приложив достаточно усилий, чтобы убедить вас в вашей патологической неспособности приручить баранку, инструктор предлагает доплатить ему энную сумму, "если хочешь сдать". За эти деньги на экзамене в ГАИ он понажимает на педали, дорулит, где надо. Три года назад такса была, помнится, полторы тыщи — недорого. Еще по полторы предлагалось скинуться "на гаишников" — тем, кто не желал сдавать ПДД.
— А зачем тогда все?-- положим, удивитесь вы.— Занятия, зубрежка билетов?
— Как зачем?-- наверняка удивится в ответ инструктор.— Хоть чему-то ведь вас здесь научат!
Чему-то — научат. Я, например, по истечении курса вождения (10 занятий, если кто не знает) умел трогаться на ровном, проезжать "змейку" и даже (правда, сильно потея) ездить по тем полупустым окраинным улицам, где было позволено.
Ничего, доучишься как-нибудь, успокаивал я себя.
Доучился. Спустя три года, проведенные за рулем, я стал хуже. Вреднее. Я никогда не сигналю "чайнику", но быдловатым асам, которые подрезают или норовят выдавить из ряда, никогда не спускаю. Я их, кажется, ненавижу, этих автодембелей, исповедующих тупой армейский принцип: мы терпели и ты потерпишь. Хотя это нехорошо, конечно,— ненавидеть незнакомых людей.
И вот я учу жену водить. Рука на "ручнике", голова вертится как локатор ПВО.
— Возьми правее, пожалуйста. Вправо. Вправо прижмись! Тормози!
В конце маршрута она опять будет дуться: "Зачем было так орать, я как раз собиралась вправо".
Вообще-то мы едем нормально. Но этого мало. И тому "жигуленку", который при виде желтого квадрата на заднем стекле вдруг решает красиво рвануть наперерез. И тому джипу с блатными номерами. Тем, кто задает тон в этом хаосе, нужно, чтобы все были как они, бессмысленно-стремительны и суетливо-хамовиты. А сколько вокруг тех, кто воспользовался посредничеством инструкторов по максимуму, попросту купив через них права без всяких занятий? Толку-то от этих занятий все равно немного. Во времена повального автокредитования, полагаю, права распродавались рекордными темпами.
Какая еще учеба? А КАСКО на что? Нажиться решили на моей страховке? Ну-ну... Отношение к навязанной дорогущей страховке у водителей, не умеющих водить, понятно какое. И страховка такая дорогая, понятно почему: страховщики-то в курсе, кто садится за руль. В итоге кредитный бум наплодил водителей, наплевательски относящихся к своей и чужой машине. Слышал как-то от своего знакомого, купившего в кредит (то есть с КАСКО) навороченный Nissan Qashqai и на третий день учудившего ДТП на парковке:
— Ну вот, половина страховки, считай, окупилась.
Да уж, кредитный бум не сделал нас добрей. Казалось бы, сидишь в комфортабельном автомобиле, слушаешь стерео и охлаждаешься кондиционером — так радуйся жизни, будь приветлив и светел.
Подъезжаем к кольцу. Выходной. Сзади одна машина, новенький Opel Insignia. С хмурым — не по машине — водителем. Наверняка "кредитный" — эти самые хмурые. Жена притормаживает, хотя горит зеленый.
— Я лучше подожду, сосредоточусь.
Сзади раздается истерический вой сигнала, хотя объехать нас проще простого: на соседней полосе никого. Я рвусь из машины поговорить с козлом сзади. Жена нажимает на газ и, закусив губу, вылетает на кольцо:
— А у кого здесь главная?
Хочешь испытать свой брак — учи жену водить.