30 ноября в 22.30 на "Первом канале" будет показан документальный фильм Леонида Парфенова "С твердым знаком на конце", снятый к юбилею издательского дома (в этом году "Коммерсантъ" отмечает столетие с момента основания газеты и двадцатилетие с момента возобновления издания).
"Место действия: Россия. Время действия: 1909--2009 годы. Знаменитая дореволюционная карикатура на российское общество: царствующие особы, правительство, духовенство, верхушка силовиков, буржуазия и примазавшаяся интеллигенция. От остальных ста с лишним миллионов они отличались еще и тем, что читали газеты. Всю эту "публику с запросами" тогда называли "верхние 100 тысяч". Очень похоже на тираж — 100 тысяч экземпляров. Тако оно и было. Так и осталось."
Фильм рассказывает о том, с чего начиналась газета и чем она жила все эти годы, как устанавливались принципы работы и стандарты качества, каким образом складывались отношения редакции с властями. Забавные случаи, примеры бойких заголовков, рекламные слоганы, скандальные истории, что получалось, а что нет — обо всем этом говорят люди, проработавшие в издательском доме не один год.
Леонид Парфенов, автор фильма
— Кроме изложения "биографии газеты" мне хотелось в этом фильме сказать про российскую журналистику, поскольку "Коммерсантъ" — главный, а порой единственный аргумент в пользу ее выживания. 20 лет читая "Ъ", сотрудничая с редакцией в совместных проектах, начиная с самой первой программы "Намедни", я всегда с "Коммерсантом" сверял свои представления о профессии. Все эти годы условия никогда не способствовали процветанию ремесла — тем ценнее верность "Коммерсанта" его принципам. В результате получилось, что кроме виднейших коммерсантовских деятелей — Владимира Яковлева, Андрея Васильева, Ксении Пономаревой, Рафа Шакирова, Андрея Колесникова, Григория Ревзина и других — больше всего в фильме тех, кто так или иначе с газетой конфликтовал: Владимир Спиваков, Михаил Фридман, Евгений Примаков. Все-таки публике нужно рассказывать конкретные "случаи из практики", а не греметь декларациями. И разумеется, для фильма дали интервью разновременные владельцы издательского дома Борис Березовский и Алишер Усманов.
Избранные фрагменты