Православие, самодержавие, байк

Путин с «Ночными волками», «Ночные волки» — за Путина. Павел Шеремет — о феномене православных байкеров

Владимир Путин второй год подряд выкатывается на мотоцикле перед публикой, превращая слет байкеров в масштабное политическое шоу. Похоже, вольные российские байкеры трансформируются в политических солдат. Кто они вообще такие?

Павел Шеремет

"А татуировки тоже будем перебивать кириллицей? — раздраженно спрашивает "ночной волк" Иван.— А с пацанами, которых мы похоронили в прежних "цветах", как быть? Выкапывать?" Иван — байкер со стажем. Еще недавно он считался одним из активистов мотоклуба "Ночные волки", но последнее время отошел от дел.

Ивана и некоторых его "братьев" не устраивают новые правила, которые вводит лидер российских байкеров Александр Залдостанов по прозвищу Хирург. Он, например, настаивает на том, что "цвета" — нашивки на куртках — должны быть сделаны на русском языке. Хочет Хирург отказаться от английского языка и в символах патриотического российского мотоклуба. Для байкера "цвета" — это святое, это система распознавания свой-чужой, это как флаг для солдата. Поэтому байкеры эти перемены расценивают вовсе не как лингвистические.

Еще больше их раздражает возросшая политическая активность "Ночных волков", участие в разного рода акциях. Некоторым не по себе от пристального внимания, которое уделяет байкерам власть и лично Владимир Путин.

В 2009 году Путин впервые приехал в московский байк-центр "волков", клуб Sexton. Рассказал, что начал учиться ездить на мотоцикле, но первая попытка едва не закончилась трагически. "Я на заднее колесо встал и въехал в стоявшую впереди машину",— признался премьер. "Надеюсь, вас это не обломает, и вы не поставите свой мотоцикл в гараж",— подбодрил молодого байкера Хирург.

Путин не обломался и, похоже, вошел во вкус. В прошлом году российский премьер уже самостоятельно прикатил на "харлее" на байк-шоу в Севастополе, на прошлой неделе — в Новороссийске. Как рассказали источники "Огонька", премьер готовился и в свободное время тренировался, гоняя по дорожкам резиденции в Ново-Огареве. Путин пока еще трайкер — начинающий байкер. Он и пользуется трайком — трехколесным мотоциклом, потому что на трех колесах ездить легче. Правда, некоторые трайкеры гордо называют себя "Новыми байкерами".

Если год назад выступление Путина перед байкерами было эмоционально сдержанным, он чувствовал себя слегка зажатым, то в Новороссийске премьер поймал драйв. "Хочу обратиться к вам, братья! — крикнул духоподъемно в толпу Путин и прорычал девиз морпехов: — Движение — только вперед!" Ответом ему был рев пары сотен машин.

"Ну, какой он нам брат?" — вздыхает Иван. "Жополизство какое-то. Мы тут не нанимались катать политиков",— поддерживает его еще один волк-ветеран Павел.

А тут еще балерина Волочкова оказалась на сцене байк-шоу в Новороссийске. При чем тут Волочкова?

— Да, не любят ее, Настеньку, зато она мне нравится. Безбашенная, поэтому я ее включил в программу, — оправдывается Хирург.

"Никаких политиков мы на мотоцикле не катаем. Мы не аттракцион для катания политиков. Об этом пишут как раз те, кто по свадьбам ездят и свадьбы катают. Все эти кукареканья в интернете исходят от людей, которые на наших фестивалях ни разу не появлялись. И наконец, неужели вы действительно думаете, что меня можно заставить что-то сделать, если я этого не хочу?" — Хирурга явно обижают подозрения в том, что он прогибается перед властью и отрицает байкерские традиции.

"Мы используем все старые символы. Но я хочу иметь название клуба на русском языке. В 80-х годах, когда мы возникли, английский язык был протестом против бесконечного вранья партократов. Это вранье и погубило страну. Мы протестовали через английский язык и западную культуру. Но со временем мы поняли, что нас откровенно развели как лохов. Мы бросились в объятия Запада, а нас просто нае...ли. Сейчас мы против несправедливости, которая идет с Запада. И я ведь не делаю это в угоду кому-то, я продолжаю линию протеста. Протеста против мирового вранья",— заводится с полуоборота Хирург.

Этот неожиданный антизападный пафос немного обескураживает и совсем не вяжется с образом человека в косухе, словно сошедшего с плаката какого-нибудь голливудского боевика про "Ангелов ада". Меньше чем за 20 лет российские байкеры прошли путь от воинствующих анархистов до респектабельных патриотов.

Странный доктор

Я несколько раз водил своих маленьких детей в логово байкеров, клуб Sexton. Сыну нравились разнокалиберные агрегаты, а дочери — замок и разные сказочные чудовища. Там часто днем проводили детские праздники, и не было никакого бандитского угара по вечерам. Однажды мы просидели несколько часов, и наивная жена товарища, глядя на Александра Залдостанова, задумчиво произнесла:

— Какой странный доктор...

— В смысле? — все насторожились.

— Ну, вы же говорите — хирург, хирург. Он действительно хирургом в больнице работает?

"На лицо ужасные, добрые внутри" — это и про российских байкеров. За их грозным видом скрываются вполне себе добропорядочные и спокойные граждане.

Широкое байкерское движение появилось на излете Советского Союза. Условные банды мотоциклистов-металлистов охраняли рок-концерты от люберецкой советской гопоты.

31 мая 1989 года учреждено официальное название и создан первый в России мотоклуб "Ночные волки" — NIGHT WOLVES MC RUSSIA, со своим гербом и флагом. Лидером движения становится вернувшийся из Восточного Берлина 24-летний Хирург. Врач по образованию, рокер и байкер, он сумел собрать вокруг себя костяк таких же хулиганов на мотоциклах. Сейчас стали писать, что "Ночные волки" — это такое же порождение КГБ, как и большинство неформальных молодежных объединений, но все это больше похоже на злобствования завистников. Хотя, например, в Белоруссии сообщество байкеров власти сразу же взяли под контроль. Там мотоклуб почти с основания возглавляет офицер Госавтоинспекции.

За байкерами традиционно тянется криминальный след, сформированный больше обывательскими стереотипами и западными фильмами, нежели реальными делами. Байкеры, как и рокеры, долгое время были у нас синонимами сатанизма. Однако "Ночные волки" никогда не занимались откровенным криминалом. Конечно, в "окаянные 90-е" они помогали каким-то бизнесменам, считаясь их крышей. "Волки" всегда были мобильны, и за полчаса в любом конце Москвы могли собраться человек 20-30. Это придавало им статус уважаемой силы, но никаких серьезных подвигов в криминальном мире за ними не числится. Есть, конечно, среди членов клуба те, кого за разные преступления судили. Но это исключения, такие же, как и педофилы среди школьных учителей или наркоманы среди фармацевтов.

Байкеров приютил у себя в Зеленом театре Стас Намин, чтобы они помогали следить за порядком во время рок-концертов. Но расстались они очень плохо. Намин считает, что наши байкеры с самого начала не были никакими носителями альтернативной свободной культуры.

Александр Залдостанов (Хирург): с татуировками на груди и Путиным в сердце

Фото: РИА НОВОСТИ

Любителей езды на двухколесных железных конях в России уже сотни тысяч. Официальная статистика не отражает реальную картину, потому что, по утверждению экспертов, примерно половину мотоциклов не ставят на учет в ГИБДД ради экономии на налогах. Не учитываются и мотоциклы спортсменов, которые участвуют в гонках. Ботанить или чопить любят и гламурные звезды, и брутальные политики.

Хозяева мотоциклов любят повторять, что байкер — это викинг, а мотоцикл — его конь, что они свободные люди, которые гоняются с ветром наперегонки, вне всяких рамок и ограничений.

Но и среди викингов есть радикалы, однопроцентники. Когда-то, лет 60 назад, глава Американской мотоциклетной ассоциации сказал, что мотоциклисты — законопослушные люди, и только 1 процент из них нарушают закон (outlaws). С тех пор 1 процент — это символ неформального движения, свободного от какого-либо влияния государства или общества, однопроцентники - байкеры вне закона.

"Большая четверка" — это наиболее известные и крупные мировые мотоклубы: Outlaws MC, Hells Angels MC, Bandidos MC, Mongols MC. "Монголы" и "бандитос" считаются откровенно криминальными группировками. Лидер Outlaws, Гарри Боумен, входил в список наиболее разыскиваемых ФБР преступников.

После того, как рухнул "железный занавес" между Западом и Востоком, многие ждали, что русские байкерские банды пополнят ряды однопроцентников. Но Хирург довольно быстро отверг западную криминальную атрибутику и стал проповедовать российский путь в байкерском движении.

"Мы всегда открыто декларируем свои принципы, в том числе и относительно людей, которые не могут стать ночным волком. Список короток: наркоман, наркодилер, педераст, человек, несущий в себе идеи зла и сатанизма. Нам с ними не по пути. В своей жизни клуб опирается на православные корни и чтит историю своей страны. Мы православные, и мы патриоты",— написано в манифесте клуба.

МС "Ночные волки" — такой же жестко структурированный клуб, со своей идеологией, жесткими правила и иерархией, как и все остальные. Например, среди 5 тысяч членов клуба нет девушек. "Брат не может трахать брата",— поясняет угрюмый Иван. Он — сотрудник крупной корпорации, многодетный отец, но в его голове все еще бродит хмель бунтарской молодости.

Однако любой даже намек на криминал жестоко пресекается, наркотики — категорически отрицаются. Хирург говорит, что ведет войну с "Большой четверкой", не дает им закрепиться на территории бывшего Союза. "Со всех сторон идет наступление на нас, на православие, на нашу территорию, на наши умы и души. Все эти внешние завистники никогда не захотят сильного русского клуба, потому что сильный мотоклуб "Ночные волки" — это новая дорога, восстановление баланса, альтернатива наркотрафику и бесовщине и, как следствие, проторенный новый путь в мотоциклетном мире. А мир мотоциклистов и мотокультура — не есть криминальная свара за зоны влияния и сбыта наркоты с бесовским окрасом",— такова официальная позиция клуба. "Мне не нужен их протест. Я не для этого два образования получал, чтобы нести сюда сатанизм и наркоту. Я не хочу в их четверку, пятерку с текстом "Лучше быть первым в аду, чем последним в раю". Я подписываю свои записочки, которые отправляю в алтарь: "Раб божий". Поэтому мне их ценности не нужны",— поясняет Хирург.

В России постепенно появляются и другие мотоклубы, более гламурные, чем "Ночные волки", или более альтернативные, исповедующие идеологию outlaws. Но "Волки" за 20 лет стали здесь основной силой.

Главная страсть Хирурга — это байк-шоу. Практически он был первым, кто стал проводить рок-концерты и фестивали под открытым небом. В 1994 году — первое байк-пати в заброшенном ангаре в Долгопрудном с 200 участниками, в 1995-м — первое международное байк-шоу и уже 5 тысяч посетителей. Хирург и главный сценарист, и режиссер, и автор музыкального и прочего оформления всех байкерских шоу.

В 1999 году "Волки" обосновались в Мневниках, где стали строить свой центр и ночной клуб Sexton. Клуб быстро расширяется, открываются его филиалы на Украине, в Латвии, Германии, Болгарии, Сербии, Македонии и Румынии. Это уже почти корпорация.

Православные байкеры

Точно установить, в какой момент борьба Хирурга за православие и чистоту байкерского движения переросла в новое качество, довольно сложно.

— Первой, кто забил тревогу, была моя мать, которая сказала: "Я у тебя не буду убирать в комнате, пока ты чертей со стен не снимешь". У нас своя история и свои корни,— рассказал "Огоньку" Хирург. Сейчас "ночные волки" согласуют многие акции с РПЦ и церковным календарем. Например, открытие сезона перенесли с поста на Пасху.

Возможно, его связи с сильными мира сего укрепились, когда он защищал земли клуба от наезда строителей торговых центров. Или на это повлияла необходимость постоянно решать проблемы при организации байк-шоу. В таком сложном проекте административный ресурс всегда пригодится.

Много раз политики пытались подружиться с байкерами. Жириновский надеялся выстроить с ними какие-то отношения. Симпатизирует Хирург теперь и Лукашенко. Год назад белорусский президент решил провести в Минске байкерский слет и проехал по улицам города во главе колоны с байкерами из белорусского клуба Rolling anarchy, которые выбрали себе в качестве лозунга простой девиз: "Пей и не пи...и!".

Путина к байкерам привел, скорее всего, глава МЧС Сергей Шойгу. Человек резкий, не чуждый экстремальных мужских забав, Шойгу одно время поддерживал российских байкеров. Лет десять назад "Ночные волки" помогали разрабатывать мотоцикл специального назначения для МЧС и подарили опытную модель министру. Это же Шойгу пристрастил Путина к рыбалке и охоте в Хакасии, мог и мотоциклами заинтересовать.

Впервые активно байкеры засветились на политической акции весной 2008 года, когда приехали колонной на Васильевский спуск на концерт, посвященный победе на президентских выборах Дмитрия Медведева.

Не исключено, что в определенный момент просто совпали интересы отдельных политиков и байкеров. Например, байкером себя считает бывший губернатор Калининградской области Георгий Боос. В 2006 году он помог провести в Калининграде байк-шоу. "Ночные волки" в момент массовых акций протеста автомобилистов в области ездили поддержать Бооса. Это привело даже к неприятному конфликту с калининградскими байкерами.

Грандиозное патриотическое шоу "Ночные волки" устроили в 2010 году в Севастополе, на него съехались 5 тысяч мотоциклистов, и Путин — на байке. С тех пор Хирург попал в систему государственной политики. Во время традиционного телемарафона Путина с народом в студии тоже сидели байкеры, и Залдостанов задал премьеру вопрос об объединении с Украиной.

— Все, что направлено против Запада,— для меня это хорошо. Я хочу, чтобы мы были свободными людьми, но не хочу, чтобы под прикрытием свободы отбирали наше. У меня в Севастополе было 80 тысяч человек. А когда ночью раскатится над полем: "Россия, Россия" — это разве не благодарность? Мне это дает силы, а не приезд Владимира Владимировича. Знаешь, что мне понравилось в нем? Он может увидеть сам! Сам увидеть! Он меня поддержал. Я его буду поддерживать, потому что я увидел от него поступки, а не пи...ж. Я начинал делать первое байк-шоу в Севастополе в 2009 году, когда президентом Украины еще был Ющенко. Тогда Путин подписал мне карту маршрута в присутствии журналистов. Потому что я посвящал свою программу Черноморскому флоту России, когда флот выгоняли оттуда. Мне главком ВМФ отказал, испугался, а Путин поддержал.

В "Общероссийский народный фронт" "Ночные волки" пока не вступают. И без этого клуб потерял некоторое количество братьев. Открыто никто не упрекал Хирурга в дружбе с Путиным, но многие откатили в сторону. Александр, правда, говорит, что еще больше людей пришло в клуб, а выгоняют тех, кто совершает неблаговидные поступки. Очевидно, что байкер Хирург от мотоциклов сдвинулся к геополитике.

— Меня некоторые упрекают, что я — с властью. Да я прусь против нее! Сейчас власть наша — это даже не Путин и Лукашенко, это — Америка. Я враг мировой власти. Я буду с ней бороться за наше. И не зря мне говорят люди, что у меня есть два финала: либо как у Талькова, либо дискредитируют.

Не просто ему сейчас совместить и свободу, и патриотизм, и борьбу с внешними врагами, и шоу с лазерами и пиротехникой. Одно точно: у "Ночных волков" в головах какая-то уникальная смесь из байкерства, антизападничества, православия, любви к вождям!.. Впрочем, власти это должно нравиться.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...