Минэкономики намерено заменить ретроспективный механизм экспертизы нормативных актов, оказывающих регулирующее воздействие на бизнес, тотальным контролем за любым документом правительства. Минюсту, обладающему в настоящее время монополией на подобную экспертизу всех правовых актов, предлагается исполнять «предложения» Минэкономики в обязательном порядке — это предложение инициировано в «магнитогорской речи» президентом Дмитрием Медведевым. Впрочем, участие организаций бизнеса в подобной экспертизе, которое с сентября 2010 года осуществлялось на равных с Минэкономики, предложено понизить до статуса «возможно».
Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономики подготовлен и опубликован в рамках антикоррупционной экспертизы проект постановления правительства «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности». Суть проекта изложена лаконично: экспертизе подлежат «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности». То есть любой документ правительства и его ведомств. «Порядок проведения экспертизы, определяющей механизм взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при проведении экспертизы» будет разработан только в случае принятия проекта правительством РФ. Заранее Минэкономики собирается определить взаимодействие только с Министерством юстиции РФ, которое в настоящее время обладает монополией на экспертизу всех правовых актов в РФ.
Проектом предлагается установить право Минэкономики указывать Минюсту, какие именно «правовые акты федеральных органов исполнительной власти или их отдельные положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности, подлежат отмене». Покушение на права Минюста в проекте описаны крайне дипломатично: министерство будет «вносить в Министерство юстиции РФ обязательные для исполнения предложения». Впрочем, описанного юридически корректного механизма «обязательного исполнения предложений» в документе нет.
До недавнего времени Минэкономики не собиралось распространять свои полномочия так широко. Регулирующее воздействие на бизнес оценивалось исключительно на общественных началах — в рамках консультативного совета по ОРВ при министерстве, созданного около полугода назад при Минэкономики с участием Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, «Опоры России» и «Деловой России». Сам механизм консультаций с бизнесом по проблемам ОРВ министерство начало еще в сентябре 2010 года. Тогда же установленные министерством правила ограничивали вал экспертизы: она назначается «в случаях, когда предварительное изучение проекта акта показывает наличие в нем положений, предполагающих дополнительные издержки для бизнеса». В результате с начала действия механизма ОРВ была проведена оценка более 50 актов, а представители бизнес-организаций заговорили об избирательности процесса оценки.
Все предложения Минэкономики и предпринимателей по уменьшению излишнего давления на бизнес передаются сейчас в правительственную комиссию по административной реформе. Изменение планов министерства объясняется поручением одного из десяти апрельских тезисов Дмитрия Медведева (речь в Магнитогорске 30 марта и поручения 2 апреля) по улучшению условий инвестиционного климата. Тем же поручением президента правительству предписано отказаться от участия вице-премьеров и министров в советах директоров госкомпаний и снизить страховые взносы.
В проекте постановления участие организаций предпринимателей в экспертизе уже не является обязательным — по тексту их участие лишь «возможно». Зато проведение самой экспертизы предлагается четко закрепить за Минэкономики. При этом саму экспертизу Минэкономики собирается проводить абсолютно даром. В пояснительной записке указано, что «реализация проекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета».