Вчера президент Дмитрий Медведев определил дальнейшую судьбу техосмотра автомобилей в России. Несмотря на то что ранее глава государства грозился вовсе отменить эту процедуру, технический осмотр будет сохранен и передан из ГИБДД под контроль Российского союза страховщиков. Кроме того, Госавтоинспекция лишится и права проверять талоны техосмотра у водителей. Эти нововведения вступят в действие с 2012 года, но, скорее всего, до этого времени владельцев автомобилей ждет амнистия: они будут освобождены от прохождения очередного технического осмотра.
Как заявил вчера президент Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Сколково (см. текст на стр. 1), процедура техосмотра "не должна быть бессмысленной, обременительной, просто дурацкой, которая всех ставит в очень неудобное положение". "Есть разумное предложение — отказаться от милицейского техосмотра и совместить этот техосмотр с заключением договора о страховании автогражданской ответственности,— заявил президент.— Это решение позволит эту процедуру превратить в достаточно формальную". При этом господин Медведев заявил, что "новые автомобили вообще не надо осматривать", а "после покупки автомобиля можно дать три года льготного срока".
Напомним, что в конце апреля 2011 года господин Медведев резко раскритиковал действующую процедуру техосмотра. Гнев главы государства вызвали огромные очереди на пунктах инструментального контроля в Москве. Президент поручил МВД подготовить "предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра или о полной его отмене". После этого работа свелась к разработке в авральном режиме поправок к законопроекту "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств", который был принят в первом чтении еще в июле 2010 года и с тех пор находился на согласовании в правительстве РФ. По словам Дмитрия Медведева, новая редакция документа будет внесена в Госдуму в ближайшие дни и вступит в силу с 2012 года. Глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев поспешил заверить, что документ будет рассмотрен во втором чтении уже в пятницу.
Как выяснил "Ъ" из источников, с 2012 года в РФ будет организована сеть из 10 тыс. операторов техосмотра — частных компаний, аккредитацией которых будет заниматься Российский союз автостраховщиков (сейчас в РФ действует 3 тыс. пунктов ГТО). Таким образом, контролировать процедуру техосмотра будут страховщики, а сотрудники ГИБДД лишатся этой роли.
Оператор (это может быть автодилер или автосервис) проверяет техническое состояние машины и выдает талон техосмотра. Если в процессе выявлены неисправности, то водитель получит право отремонтировать машину как у оператора, так и в любом другом автосервисе (но талон выдает только оператор). Талон понадобится лишь при оформлении полиса ОСАГО. По словам главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла Бунина, сотрудники Госавтоинспекции более не будут проверять наличие этого документа. По данным "Ъ", в Госдуму будут внесены поправки к КоАП, отменяющие с 2012 года санкции за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр (штраф 500-800 руб. со снятием номеров). При этом страховые компании получат право подать регрессный иск в отношении автовладельца, который ездит с действующей страховкой, но не прошел техосмотр. По данным "Ъ", срок, который дается на оформление полиса после постановки машины на учет, предполагается увеличить с пяти до десяти дней.
В свою очередь, операторы техосмотра будут получать аккредитацию по правилам, разработанным в РСА. По информации "Ъ", не исключено, что оператор должен будет платить взнос за аккредитацию в РСА — сейчас этот вариант обсуждается. При этом компания будет нести финансовую ответственность в том случае, если машина, прошедшая техосмотр у оператора, попала в ДТП из-за неисправности.
По словам Сергея Шишкарева, с момента подписания закона (ориентировочно в июне) до вступления в силу в январе 2012 года будет действовать "переходный период", продлевающий действие полученных в 2010 году талонов техосмотра до окончания срока полиса ОСАГО (для автомобилей массой до 3,5 тонны). К примеру, если у автовладельца срок действия полиса кончается в августе, а талон — в сентябре, он оформляет новый полис ОСАГО и ездит до августа 2012 года, не проходя техосмотр. Однако, если срок действия талона заканчивается до окончания страховки в 2011 году, то техосмотр все же придется пройти по старинке — отстояв очередь на пункт ГТО. По данным "Ъ", рассматривается и вариант, согласно которому амнистия будет распространена на всех без исключения водителей. Более того, не исключено, что это правило вступит в силу даже до подписания президентом закона — в ближайшие дни.
"Сама идея забрать техосмотр у МВД правильная, а страховые компании заинтересованы в исправности автомобилей,— считает заместитель гендиректора страховой компании РЕСО Игорь Иванов.— В рамках страхового сообщества будет проще вести контроль за работой операторов, в том числе и в вопросах коррупции, в отличие от системы МВД. Компании будут бояться лишиться аккредитации из-за мастера, торгующего талонами". При этом реализацию президентских идеи он назвал "непростой, масштабной задачей с точки зрения организации контроля и с точки зрения финансов", отметив, что "полностью исключить коррупцию нельзя: всегда найдутся какие-то проходимцы".
Открытым остается вопрос о стоимости техосмотра. Сейчас она формируется из цены талона (300 руб.) и госпошлины, которая устанавливается местными властями (в Москве, к примеру, 690 руб.). Сергей Шишкарев предположил, что цена услуги увеличится, но будет меньше "размера взятки, которую платят водители на талон" (то есть не будет превышать 3-5 тыс. руб.). Как сообщили "Ъ" в секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова, для региональных властей Федеральная служба по тарифам разработает методику расчета стоимости техосмотра.
Кроме того, возможно, ГИБДД сохранит ряд функций в системе техосмотра. По данным "Ъ", планируется оставить в ее ведении техстандарты, правила проведения техосмотра и разработку госполитики в области техосмотра, поскольку ни у одного другого ведомства опыта в этих сферах нет. Кроме того, по действующим правилам инспектор ГИБДД во время техосмотра проверяет автомобиль на угон по базам МВД: скорее всего, работников частных компаний до них не допустят.