В правительстве продолжают обсуждаться модели госрегулирования розничных цен на топливо. Вице-премьер Сергей Иванов предложил ликвидировать диспаритет топливных цен в европейской части РФ и на Дальнем Востоке, где розничные цены за литр бензина на шесть рублей выше. Премьер Владимир Путин высказался за обсуждение проблемы, заявив, что высокие цены являются следствием «монополизма». Предыдущая попытка правительства установить «адекватные» цены привела к бензиновому кризису в РФ весной 2011 года.
Вице-премьер Сергей Иванов намерен обсудить с вице-премьером Игорем Сечиным меры по ликвидации диспаритета цен на бензин и авиакеросин в различных регионах страны. Об этом он заявил в ходе видеоконференции с премьером Владимиром Путиным, посвященной проблемам развития автодорожной сети Дальнего Востока. Отметив, что розничные цены на бензин на Дальнем Востоке на шесть рублей за литр превышают цены в Европейской России, вице-премьер назвал такой уровень цен «неадекватным». «Я с Игорем Ивановичем Сечиным подумаю, что можно дополнительно сделать в этом направлении для того, чтобы не было такого диспарирета в одной стране на один и тот же продукт»,— заявил господин Иванов. Владимир Путин поддержал предложение обсудить топливные цены, отметив, что высокие цены, «как правило, результат монополизма в регионе».
Заявление Сергея Иванова и реакция премьера озадачили экспертов. Как пояснил “Ъ” директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, «диспаритет» цен в различных регионах страны обусловлен прежде всего логистикой, а не монополизацией рынка. «У нас большая страна и нефтеперерабатывающие заводы, как и объекты нефтепродуктообеспечения, распределены по ней неравномерно, поэтому логистические составляющие существенно отличаются по различным регионам».
Несмотря на то что эксперты отказались комментировать возможные механизмы выравнивания розничных цен на топливо в российских регионах, вариантов по большому счету всего два: либо предоставление работающим в сложных регионах компаниям различных льгот, снижающих фискальную нагрузку, либо госрегулирование цен. Так как предоставление подобных преференций и адресных льгот прямо запрещено налоговым и антимонопольным законодательством, в арсенале правительства остается только прямое госрегулирование цен.
Напомним, что правительство уже имеет негативный опыт госрегулирования цен на топливо — февральская «рекомендация» премьера снизить розничные цены к апрелю привела в отдельных регионах к дефициту бензина. Справиться с кризисом правительству удалось за счет комплекса мер, главной из которых стала либерализация цен. Сегодня нефтепродукты на внутреннем рынке реализуются со значительной премией по сравнению с экспортной альтернативой, при этом у Федеральной антимонопольной службы нет претензий к компаниям, хотя до сих пор ФАС считала цену на топливо монопольно высокой, если она превышала цену netback (мировая цена минус пошлины и транспорт).
Если Белый дом вернется к идее госрегулирования цен на топливо в той или иной форме, то, разумеется, многое будет зависеть от уровня цен, который сочтут в правительстве «адекватным». Но в любом случае попытка выравнять цены на один и тот же продукт в регионах с разными логистическими затратами поставит нефтяные компании перед необходимостью перекрестного субсидирования (когда убытки компании в одном регионе будут компенсироваться прибылью в другом). В проблемных регионах это будет равнозначно установлению монопольно низких цен, что приведет к выдавливанию с рынка независимых компаний и дальнейшей монополизации рынка с последующим неизбежным ростом цен через дефицит. Вряд ли правительство поддержит предложения Сергея Иванова по выравниванию цен, если они будут сопровождаться такими «побочными эффектами».