"Общероссийский народный фронт", созданный в поддержку Владимира Путина и "Единой России", на прошлой неделе представил черновик предвыборной программы. Один из важнейших ее элементов — контроль за расходами чиновников, и личными, и казенными. Предложено запретить покупать на бюджетные деньги роскошную мебель и автомобили, узаконить наконец в России мировую практику — сравнивать формальные доходы чиновников с их фактическими расходами.
Ксения Собчак, телеведущая:
— Каким бы талантливым и профессиональным ни был руководитель, контролировать каждого коррумпированного чиновника или гаишника он просто не в состоянии. Это под силу только гражданскому обществу, объединенному стремлением к переменам в стране. Я очень рада, что уже сейчас люди начали открыто выражать свое возмущение, появляются свободные СМИ, которые указывают на эти проблемы. Во всем мире именно так борются с коррупцией, а не один человек контролирует все и вся. К сожалению, у нас народ, который склонен к злоупотреблениям, будучи на госслужбе, но развитое гражданское общество способно трансформировать в нас эту черту. А власти волевым решением должны это подкрепить, что, по сути, и делается. Многие винят в коррупции Путина, но я уверена: не в нем дело. Будь на его месте другой, было бы то же самое.
Елена Панфилова, директор центра антикоррупционных исследований и инициатив "Transparency International — Россия":
— Я думаю, что для широких масс государственных служащих, правоохранителей, может быть, и примут. И при этом проверки будут такие же, как сейчас проверки деклараций о доходах: формальные, зачастую весьма выборочные и только в пределах границ Российской Федерации. Тем самым, скорее всего, не будут затронуты высшие должностные лица и не будет сделан выход на проверку расходов и зарубежной собственности. И осмысленность всех этих действий автоматически начнет стремиться к нулю. Тут есть две стороны вопроса — идеологическая и техническая. Идеологическая означает то, что, согласно нормам международного законодательства, которые имеет смысл применять в России, предполагается, что декларирование доходов и расходов не разделяется. Прибавление имущества в каждой следующей декларации считается расходами. А поскольку у нас нет прямого отслеживания, как меняются эти декларации, то, как это вводить, никто и не знает.
А если говорить о технической стороне вопроса, то самое сложное заключается в том, как организовать проверку. Представим, что принимается идеологическое решение: все публикуют данные о том, что приобрели за отчетный период. Все опубликуют, но насколько это соответствует действительности? Затрагивает ли это расходы только внутри России или и за ее пределами? Если это затрагивает зарубежные расходы, как это проверить, если у нас нет соответствующих органов и доступа к налоговым базам за рубежом? Объявить, что с завтрашнего дня мы проверяем расходы, можно. Но насколько это будет решать антикоррупционные задачи, ответить не могу.