Книга молодого филолога Тиграна Амиряна — довольно вдумчивое исследование современного "конспирологического детектива", то есть остросюжетных романов, построенных на теории заговора. Жанр этот расцвел в европейской литературе в 80-х, но с пришествием Дэна Брауна стал в современной массовой словесности чуть ли не главным. Параноидальные теории заговора, раньше бывшие увлечением маргиналов и безумцев, становятся невероятно востребованы "обычным читателем", оказываются будто бы способны объяснить нечто в устройстве если не современного мира, то обыденного политического сознания. И уж точно могут доставить неясное, чуть порочное наслаждение. Амирян, используя структурализм и психоанализ, социологию и вполне классическое литературоведение, пытается научно обосновать эти интуиции, разобраться, как работает конспирологический детектив, как он мутирует сам и изменяет законы всего детективного жанра, как взаимодействует с интеллектуальной постмодернистской литературой, какова структура того удовлетворения, которое причастность к заговору дает читателю. Амирян внимательно разбирает жанр на примере трех текстов: образцового "Кода да Винчи" Брауна, своего рода российской полупародии — "Одиночества-12" Арсена Ревазова и интеллектуального "ответа" — романа "Смерть в Византии" классика постструктуральной философии Юлии Кристевой. Все это в действительности очень любопытно. Но с "Они написали заговор" есть небольшой обман ожидания. Несмотря на кокетливое название и соответствующее оформление, книга Амиряна — это его недавно защищенная диссертация со всеми свойственными этому жанру методологическими избыточностями, длиннотами, закреплениями пройденного и утомительностью стиля. Любопытные находки в ней приходится вылавливать.