Екатеринбург стал первым городом в Российской империи, в котором нашли и начали добывать рудное золото. Первая в черте города золотоносная россыпь была открыта на реке Мельковке. Мельковский прииск начал действовать в 1817 году. Его запасов хватило всего на 12 лет. Впрочем, выяснилось, что золото содержится в большинстве речек и ручейков, впадающих в Исеть. В Екатеринбурге началась «золотая лихорадка», продолжавшаяся несколько лет, пока запасы золота не иссякли
К началу ХХ века Екатеринбург превратился в полноценный железнодорожный узел. Первая ветка была открыта 1 октября 1878 года на участке Пермь – Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург протяженностью 669 верст
В начале XX века был разработан план Трансуральского водного пути, который был призван разгрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль
В 1887 году в Екатеринбурге насчитывалось 435 легковых извозчиков, занимавшихся перевозкой пассажиров. Еще 201 человек числись водовозами и ломовыми извозчиками (специализировались на перевозке грузов). Извозчики дислоцировались в разных частях города, предпочитая находиться близ гостиниц и крупных магазинов. Наиболее выгодным считалось место у железнодорожного вокзала
Первое здание Екатеринбургского железнодорожного вокзала построено в псевдорусском стиле в 1878 году по проекту архитектора Петра Шрейбера из Санкт-Петербурга. Аналогичное здание было построено в Перми. Изначально вокзал обслуживал пассажиров 1 класса, однако с 1914 года – с появлением более современного вокзала – он использовался в качестве военного
Изначально оперный театр называли Новым городским театром. В 1924 году ему присвоено имя первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского
Главный проспект (сейчас проспект Ленина). На заднем плане цирк. Рядом лютеранская кирха
Демонстрация врачей в «День борьбы за чистоту» в дореволюционном Екатеринбурге
Молебен по поводу закладки нового дома в дореволюционном Екатеринбурге
Зеленый рынок располагался вдоль Покровского проспекта (сейчас ул. Малышева) от Большого Златоуста до реки Исеть. На нем крестьяне продавали излишки своих товаров. Например, сотня яиц стоила 1 рубль 30 копеек, пуд сливочного масла – 8 рублей
В 1918 году в стане начали вспыхивать антисоветские выступления. 27 мая 1918 года Чехословацким корпусом был захвачен Челябинск, 25 июля – Екатеринбург. Несколько раз город посещал адмирал Александр Колчак. 15 июля 1919 года в ходе наступательной Екатеринбургской операции 2-ой и 3-й армий Восточного фронта РККА город заняли красные. Были восстановлены советские органы власти
Сдача крестьянами хлеба по продразверстке на продовольственный склад. Декабрь, 1920 год
Конный базар. Свердловск, 1927 год
Толпа на открывающейся ярмарке. Свердловск, 1928 год
Улица 8 Марта. Управление дороги изначально находилось на окраине города
Автобусное сообщение в Свердловске стало развиваться с 1924 года. Первый автобусный маршрут был запущен от площади 1905 года до озера Шарташ. Рейсы совершали автобусы типа «Форд», которые за внешний вид были прозваны «собачьими ящиками». Оплата производилась в зависимости от продолжительности пути. Минимальный тариф составлял 10 копеек (за две версты)
Трамвайный «заяц» пойман, Свердловск, 1930-е годы
Революционный трибунал
В 1930 году в Свердловске были закрыты 9 из 11 церквей. Вскоре были взорваны Богоявленский и Екатерининский соборы, Златоустовская и Спасская церкви. Кроме того, ликвидировались прилегающие кладбища. На месте некрополя Ново-Тихвинского монастыря появился парк Зеленая Роща
«Орден черепахи» почтовой конторы «за рабские темпы в ликвидации производственных прорывов и плохую постановку шефской и военной работы». Свердловск 1929-1930 годы
Одним из ключевых объектов города стал Городок чекистов («Жилой комбинат НКВД»). В архитектурный ансамбль закладывалась идея создания нового быта современного советского человека. Предполагалось, что жильцам будут не нужны кухни: они будут питаться в столовых. У них будет общая прачечная. Впрочем, со временем жильцы делали перепланировку, и в квартирах появились необходимые удобства
Статус столицы Уральской области потребовал провести внешнее и функциональное изменение города. Была разработана концепция развития города, получившая название «Большой Свердловск». Город превратился в масштабную экспериментальную строительную площадку. Широкое распространение получил авангардный архитектурный стиль – конструктивизм, предусматривающий рациональность и простоту форм. Но из-за новой градостроительной политики государства многие проекты до конца реализованы не были
В конце 1920-х годов в СССР началась индустриализация. Она предусматривала создание мощных металлургических комбинатов на Урале и завода тяжелого машиностроения для их обслуживания. 15 июля 1928 года к северу от Свердловска был заложен Уральский завод тяжелого машиностроения
Глава Уралмашиностроя Александр Банников, когда была запущена трамвайная линия из центра Свердловска до Уралмаша, для популяризации маршрута распорядился продавать в трамвае пиво и воблу. Стоимость проезда составляла 15 копеек.
Пик массовых политических репрессий пришелся на 1937-1938 годы, названых периодом «Большого террора». По данным екатеринбургской правозащитной организации «Мемориал», за годы «Большого террора» в Свердловской области были арестованы 48168 человек, из них расстреляно 18,5 тыс. Чаще всего жертв репрессий хоронили на территории стрельбища ОГПУ на 12-м км Московского тракта
В 1925/26 учебном году школу первой ступени посещали 66,2% детей в возрасте от 8 до 11 лет, через год – 86,6%. В 1930/31 учебном году в Свердловске насчитывалось свыше 63 тыс. школьников, которых обучало более 1,6 тыс. учителей. Занятия проходили в 96 школах
Вид от улицы Малышева в сторону улицы Розы Люксембург, 1930-е годы