Теперь без «Фокусов»
120 лет назад была зарегистрирована Ford Motor Co
На фото: портрет Генри Форда на лини сборки автомобилей Ford Focus завода Ford во Всеволожске
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
До сих пор неизвестно, когда в России появился первый автомобиль марки Ford, но первое официальное представление марки состоялось на Первой международной автомобильной выставке в Петербурге в мае 1907 года. На стенде можно увидеть Ford Model N — предшественника знаменитой Model T. На фото он в центре композиции, однако в глаза бросается вывеска Mercedes и логотип представителя марки — товарищества «Политехник», благодаря циркулю и угольнику больше похожий на символ масонской ложи
Фото: РГАКФД
Однако идея простого и практичного автомобиля отклика у российских покупателей тогда не нашла. Если в Америке Ford Model T мог позволить себе любой рабочий завода, то в России «Форд» стоимостью в две с лишним тысячи рублей считался не средством передвижения, а дорогой игрушкой, на которую «Жестянка Лиззи» совсем не походила. Для сравнения, месячный заработок наемного шофера составлял от 50 до 70 рублей в месяц
Фото: РГАКФД
Соревновались «Форды» и в многочисленных автомобильных пробегах, проводившихся в царской России. В 1910 году они проехали «по бездорожью и разгильдяйству» от Петербурга до Киева и вернулись обратно в столицу через Москву, а в 1911 году проделали путь от Петербурга до Севастополя
Фото: РГАКФД
Интерес к продукции Генри Форда проявляли и в Русской Императорской армии. Летом 1912 года на пробеге легковых автомобилей Военного ведомства можно было увидеть даже небольшой фургон на базе Ford Model T
Фото: РГАКФД
Первая мировая война не обошлась без «Жестянки Лиззи», в том числе и на наших фронтах. Генералы на автомобилях Ford, конечно, не ездили, но во многих автомобильных и авиационных частях они были. Но большая часть «Фордов» служила в санитарных отрядах
Фото: РГАКФД
Сегодня это может показаться странным, но книга «классово-чуждого элемента» Генри Форда «Моя жизнь. Мои достижения» не раз издавалась в СССР. Впервые это произошло в 1924 году. В эпоху первых пятилеток ее даже рекомендовали для прочтения управленцам в качестве пособия по улучшению организации труда
Фото: РГАКФД
Побывавший в 1925 году в США Владимир Маяковский по свежим впечатлениям написал такие строки: «Много ль человеку (даже Форду) надо? Форд — в мильонах фордов, сам же Форд — в аршин. Мистер Форд, для вашего, для высохшего зада разве мало двух просторнейших машин?»
Фото: РГАКФД
В том же 1925 году Советский Союз заказал у Ford Motor Company 12 тысяч тракторов Fordson. На предложение построить у нас завод по выпуску тракторов Генри Форд не решился, тем более, что к тому моменту на ленинградском заводе «Красный Путиловец» выпуск советских «Фордзонов» уже наладили без лицензии
Фото: РГАКФД
Однако спустя несколько лет компания Ford все же решила организовать в СССР автомобильное производство. Началось все со сборки машин. На фото — новенький Ford Model A выезжает из ворот Московского автосборочного завода КИМ. Именно на этом заводе впоследствии производили «Москвичи»
Фото: РГАКФД
Но главное достижение сотрудничества Советского Союза с компанией Ford — это, конечно же, предприятие в Нижнем Новгороде
Фото: РГАКФД
Помимо легковых автомобилей ГАЗ-А здесь производили грузовики ГАЗ-АА — аналоги Ford Model A и Ford Model AA, соответственно
Фото: РГАКФД
В первые годы даже эмблема ГАЗа стилистически напоминала знаменитый логотип компании Ford
Фото: РГАКФД
Не будет преувеличением сказать, что «обрусевшие форды» стали в СССР главными автомобилями индустриализации и коллективизации. В ходу было выражение «фордизация СССР»
Фото: РГАКФД
Несмотря на свою капиталистическую сущность, Генри Форд открыто выступал в поддержку государства рабочих и крестьян. Так, в 1930 году в интервью журналу Nations’ Business он сказал: «…в России начинаются строительные работы. Неважно, какая теория скрывается за конкретными делами. Судить нужно по результатам. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой»
Фото: FORD
В середине 30-х Горьковский автозавод считался крупнейшим автопредприятием в Европе. Он был рассчитан на производство 140 тысяч машин в год. После ГАЗ-А на конвейер встал ГАЗ-M1 — легковой автомобиль, прозванный в народе «Эмка». Модели создавалась на основе Ford Model B
Фото: РГАКФД
В конце 30-х годов на ГАЗе испытали необычный седан Ford V8 — автомобиль был снабжен передним ведущим мостом. Такую опцию для легковых моделей предлагала фирма Marmon-Herrington, но в Горьком пошли дальше и создали первый в мире серийный полноприводный седан, считающийся сегодня праотцом класса SUV
Фото: РГАКФД
Самый харизматичный военный внедорожник, поставлявшийся Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны — это, конечно, Willys MB. Но не все «Виллисы» были сделаны на заводе Willys-Overland Motors — по ленд-лизу к нам приходили лицензионные копии, именовавшиеся Ford GPW
Фото: РГАКФД
Кроме внедорожников, по ленд-лизу поставлялись грузовики Ford G8Т, а также амфибии Ford GPA, ставшие первыми автомобилями такого класса в Красной армии. Фордовские афмибии использовались в разведке и при наведении переправ через реки. После войны конструкцию амфибии скопировали на ГАЗе и выпускали для Советской армии
Фото: РГАКФД
Новой серьезной встречей советского человека с продукцией компании Ford можно считать американскую выставку в московском парке Сокольники, прошедшую в 1959 году. На фото: Ford Thunderbird
Фото: РГАКФД
Генри Форд-младший в 1970 году прилетал в Москву с визитом. Как писала New York Times, целью поездки было сотрудничество с СССР в строительстве нового большого завода грузовиков. Однако история не получила продолжения. Есть и еще одна легенда, связанная с этим визитом. Якобы, заокеанский промышленник хотел купить у нас лицензию на выпуск в США микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность». Но американцу отказали
Фото: РГАКФД
В 1999 году Ford Motor Company подписала инвестиционные соглашения с Министерством экономики РФ и Правительством Ленинградской области о строительстве автомобильного завода полного цикла в городе Всеволожске. Запуск производства Ford Focus состоялся в 2002 году. Это было первое автосборочное предприятие в нашей стране, полностью принадлежавшее иностранному капиталу. На фото: один из цехов в день открытия завода, 2002 год
Фото: Коммерсантъ / Сергей Семенов / купить фото
В апреле 2006 года на заводе Ford во Всеволожске состоялась торжественная церемония сдачи с конвейера 100.000 автомобиля Ford Focus
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
Компания продавала в России не только собираемый тут Focus, но и друге свои актуальные модели Ford. Привозили к нам и концепты. На фото: Ford Losis на Московском международном автомобильном салоне в 2006 году
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко / купить фото
В октябре 2007 года компания отметила столетие своего пребывания в России, в честь чего прошло празднование в Манеже Кадетского корпуса. На фото: управляющий директор и президент Ford в России Найджел Брэкенбери выступает на мероприятии
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
Работу завода во Всеволожске часто сотрясали забастовки трудового коллектива. Первый трудовой спор начался осенью 2005 года. Тогда рабочие требовали 30-процентной прибавки к зарплате и проводили часовые и недельные «Итальянские забастовки», отказываясь от работы в сверхурочные часы. В результате руководство завода подняло им зарплату на 14,25 процентов. Однако позже трудовые споры доходили и до остановки конвейера. На фото: лидер профсоюза завода «Форд мотор компани» Алексей Этманов (справа) во время встречи лидера КПРФ Геннадия Зюганова (второй слева) с профсоюзным активом завода
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
Были и другие протесты. Символическую акцию по уничтожению одного из автомобилей марки Ford провел Союз православных хоругвеносцев у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской пощади в Москве 4 ноября 2007 года. Скандал возник после отказа руководства завода пропустить на свою территорию дьякона Андрея Кураева в церковном одеянии, отказ был мотивирован тем, что на заводе работают приверженцы различных религий. Участники символического уничтожения автомобиля Ford призывали, как писали тогда в «Фонтанка.ру», «"объявить бойкот обнаглевшей американской автомобильной фирме", которая, по их мнению, учит "«аборигенов» из России правилам «толерантности» и оскорбляет духовный сан и звание священнослужителя Русской Православной Церкви"»
Фото: Коммерсантъ / Кирилл Тулин / купить фото
С властями же проблем не возникало. На фото: губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков (слева) и вице-президент по производству Ford Джим Тетро во время презентации автомобиля Ford Focus третьего поколения на заводе Ford во Всеволожске, февраль 2008 года
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
Президент и исполнительный директор компании Ford of Europe Джон Флеминг посетил открытие Московского международного автомобильного салона, который прошел в Москве в августе 2008 года
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко / купить фото
В течение почти десяти лет Ford Focus возглавлял рейтинг самых продаваемых иномарок в РФ. Сегодня, когда модель уже не производят во Всеволожске, этот автомобиль продолжает фигурировать в десятке самых востребованных в стране автомобилей с пробегом. На фото: стенд марки Ford на Московском международном автосалоне в 2010 году
Фото: Коммерсантъ / Николай Королев / купить фото
В феврале 2011 года было объявлено о создании Ford Sollers — совместном предприятии Ford и российской компании Sollers. На фото: слева направо: председатель совета директоров, исполнительный директор Ford of Europe Стивен Одел, председатель правительства России Владимир Путин, генеральный директор ОАО «Соллерс» Вадим Швецов и председатель Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Владимир Дмитриев на церемонии подписания соглашения о создании совместного предприятия между «Форд мотор компании» и «Соллерс», которая прошла в Московском государственном университете путей сообщения
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
СП Ford Sollers выпускал во Всеволожске Mondeo и Focus, в Елабуге — Transit, Kuga, Explorer, Galaxy и C-Max, в Набережных Челнах — Ecosport и Fiesta. Кроме того, в сентябре 2015 года Ford Sollers запустил в Елабуге первый в России завод по производству двигателей иностранного бренда. На фото: завод по производству двигателей СП Ford Sollers
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников / купить фото
Исполнительный директор компании Ford Motors Марк Филдс (слева) и генеральный директор компании Sollers Вадим Швецов (справа) во время презентации кроссовера Ford EcoSport
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин / купить фото
Председатель правительства России Дмитрий Медведев (второй слева) во время рабочей поездки в Набережные Челны посетил завод «Форд Соллерс — Набережные Челны» вместе с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым (второй справа) и генеральным директором «Соллерс» Вадимом Швецовым (справа), 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Однако из-за спада продаж Ford объявил в марте 2019 года о решении прекратить производство в России легковых автомобилей
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Завод во Всеволожске был официально закрыт 20 июня 2019 года, за три недели до своего 17-летия. К сентябрю 2019 года его законсервировали и уволили последних сотрудников. На фото: участники митинга рабочих завода, которые пытались добиться компенсаций за увольнение по европейской схеме компании Ford с выплатой зарплаты за два года
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок / купить фото
В октябре 2022 года компания Ford Motor Company объявила, что финализировала сделку по выходу из СП «Форд Соллерс». В Ford пояснили, что продажа следует за полным прекращением всех операций в России, включая производство, поставку комплектующих, IT и другую поддержку. Это произошло еще 2 марта, когда компания заявила о «немедленной» приостановке работы
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Как утверждают бывшие сотрудники Ford Sollers, служебную почту c доменом ford.com им отключили практически сразу после начала военной операции на Украине
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг / купить фото
На фото: портрет Генри Форда на лини сборки автомобилей Ford Focus завода Ford во Всеволожске
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
До сих пор неизвестно, когда в России появился первый автомобиль марки Ford, но первое официальное представление марки состоялось на Первой международной автомобильной выставке в Петербурге в мае 1907 года. На стенде можно увидеть Ford Model N — предшественника знаменитой Model T. На фото он в центре композиции, однако в глаза бросается вывеска Mercedes и логотип представителя марки — товарищества «Политехник», благодаря циркулю и угольнику больше похожий на символ масонской ложи
Фото: РГАКФД
Однако идея простого и практичного автомобиля отклика у российских покупателей тогда не нашла. Если в Америке Ford Model T мог позволить себе любой рабочий завода, то в России «Форд» стоимостью в две с лишним тысячи рублей считался не средством передвижения, а дорогой игрушкой, на которую «Жестянка Лиззи» совсем не походила. Для сравнения, месячный заработок наемного шофера составлял от 50 до 70 рублей в месяц
Фото: РГАКФД
Соревновались «Форды» и в многочисленных автомобильных пробегах, проводившихся в царской России. В 1910 году они проехали «по бездорожью и разгильдяйству» от Петербурга до Киева и вернулись обратно в столицу через Москву, а в 1911 году проделали путь от Петербурга до Севастополя
Фото: РГАКФД
Интерес к продукции Генри Форда проявляли и в Русской Императорской армии. Летом 1912 года на пробеге легковых автомобилей Военного ведомства можно было увидеть даже небольшой фургон на базе Ford Model T
Фото: РГАКФД
Первая мировая война не обошлась без «Жестянки Лиззи», в том числе и на наших фронтах. Генералы на автомобилях Ford, конечно, не ездили, но во многих автомобильных и авиационных частях они были. Но большая часть «Фордов» служила в санитарных отрядах
Фото: РГАКФД
Сегодня это может показаться странным, но книга «классово-чуждого элемента» Генри Форда «Моя жизнь. Мои достижения» не раз издавалась в СССР. Впервые это произошло в 1924 году. В эпоху первых пятилеток ее даже рекомендовали для прочтения управленцам в качестве пособия по улучшению организации труда
Фото: РГАКФД
Побывавший в 1925 году в США Владимир Маяковский по свежим впечатлениям написал такие строки: «Много ль человеку (даже Форду) надо? Форд — в мильонах фордов, сам же Форд — в аршин. Мистер Форд, для вашего, для высохшего зада разве мало двух просторнейших машин?»
Фото: РГАКФД
В том же 1925 году Советский Союз заказал у Ford Motor Company 12 тысяч тракторов Fordson. На предложение построить у нас завод по выпуску тракторов Генри Форд не решился, тем более, что к тому моменту на ленинградском заводе «Красный Путиловец» выпуск советских «Фордзонов» уже наладили без лицензии
Фото: РГАКФД
Однако спустя несколько лет компания Ford все же решила организовать в СССР автомобильное производство. Началось все со сборки машин. На фото — новенький Ford Model A выезжает из ворот Московского автосборочного завода КИМ. Именно на этом заводе впоследствии производили «Москвичи»
Фото: РГАКФД
Но главное достижение сотрудничества Советского Союза с компанией Ford — это, конечно же, предприятие в Нижнем Новгороде
Фото: РГАКФД
Помимо легковых автомобилей ГАЗ-А здесь производили грузовики ГАЗ-АА — аналоги Ford Model A и Ford Model AA, соответственно
Фото: РГАКФД
В первые годы даже эмблема ГАЗа стилистически напоминала знаменитый логотип компании Ford
Фото: РГАКФД
Не будет преувеличением сказать, что «обрусевшие форды» стали в СССР главными автомобилями индустриализации и коллективизации. В ходу было выражение «фордизация СССР»
Фото: РГАКФД
Несмотря на свою капиталистическую сущность, Генри Форд открыто выступал в поддержку государства рабочих и крестьян. Так, в 1930 году в интервью журналу Nations’ Business он сказал: «…в России начинаются строительные работы. Неважно, какая теория скрывается за конкретными делами. Судить нужно по результатам. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой»
Фото: FORD
В середине 30-х Горьковский автозавод считался крупнейшим автопредприятием в Европе. Он был рассчитан на производство 140 тысяч машин в год. После ГАЗ-А на конвейер встал ГАЗ-M1 — легковой автомобиль, прозванный в народе «Эмка». Модели создавалась на основе Ford Model B
Фото: РГАКФД
В конце 30-х годов на ГАЗе испытали необычный седан Ford V8 — автомобиль был снабжен передним ведущим мостом. Такую опцию для легковых моделей предлагала фирма Marmon-Herrington, но в Горьком пошли дальше и создали первый в мире серийный полноприводный седан, считающийся сегодня праотцом класса SUV
Фото: РГАКФД
Самый харизматичный военный внедорожник, поставлявшийся Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны — это, конечно, Willys MB. Но не все «Виллисы» были сделаны на заводе Willys-Overland Motors — по ленд-лизу к нам приходили лицензионные копии, именовавшиеся Ford GPW
Фото: РГАКФД
Кроме внедорожников, по ленд-лизу поставлялись грузовики Ford G8Т, а также амфибии Ford GPA, ставшие первыми автомобилями такого класса в Красной армии. Фордовские афмибии использовались в разведке и при наведении переправ через реки. После войны конструкцию амфибии скопировали на ГАЗе и выпускали для Советской армии
Фото: РГАКФД
Новой серьезной встречей советского человека с продукцией компании Ford можно считать американскую выставку в московском парке Сокольники, прошедшую в 1959 году. На фото: Ford Thunderbird
Фото: РГАКФД
Генри Форд-младший в 1970 году прилетал в Москву с визитом. Как писала New York Times, целью поездки было сотрудничество с СССР в строительстве нового большого завода грузовиков. Однако история не получила продолжения. Есть и еще одна легенда, связанная с этим визитом. Якобы, заокеанский промышленник хотел купить у нас лицензию на выпуск в США микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность». Но американцу отказали
Фото: РГАКФД
В 1999 году Ford Motor Company подписала инвестиционные соглашения с Министерством экономики РФ и Правительством Ленинградской области о строительстве автомобильного завода полного цикла в городе Всеволожске. Запуск производства Ford Focus состоялся в 2002 году. Это было первое автосборочное предприятие в нашей стране, полностью принадлежавшее иностранному капиталу. На фото: один из цехов в день открытия завода, 2002 год
Фото: Коммерсантъ / Сергей Семенов / купить фото
В апреле 2006 года на заводе Ford во Всеволожске состоялась торжественная церемония сдачи с конвейера 100.000 автомобиля Ford Focus
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
Компания продавала в России не только собираемый тут Focus, но и друге свои актуальные модели Ford. Привозили к нам и концепты. На фото: Ford Losis на Московском международном автомобильном салоне в 2006 году
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко / купить фото
В октябре 2007 года компания отметила столетие своего пребывания в России, в честь чего прошло празднование в Манеже Кадетского корпуса. На фото: управляющий директор и президент Ford в России Найджел Брэкенбери выступает на мероприятии
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
Работу завода во Всеволожске часто сотрясали забастовки трудового коллектива. Первый трудовой спор начался осенью 2005 года. Тогда рабочие требовали 30-процентной прибавки к зарплате и проводили часовые и недельные «Итальянские забастовки», отказываясь от работы в сверхурочные часы. В результате руководство завода подняло им зарплату на 14,25 процентов. Однако позже трудовые споры доходили и до остановки конвейера. На фото: лидер профсоюза завода «Форд мотор компани» Алексей Этманов (справа) во время встречи лидера КПРФ Геннадия Зюганова (второй слева) с профсоюзным активом завода
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
Были и другие протесты. Символическую акцию по уничтожению одного из автомобилей марки Ford провел Союз православных хоругвеносцев у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской пощади в Москве 4 ноября 2007 года. Скандал возник после отказа руководства завода пропустить на свою территорию дьякона Андрея Кураева в церковном одеянии, отказ был мотивирован тем, что на заводе работают приверженцы различных религий. Участники символического уничтожения автомобиля Ford призывали, как писали тогда в «Фонтанка.ру», «"объявить бойкот обнаглевшей американской автомобильной фирме", которая, по их мнению, учит "«аборигенов» из России правилам «толерантности» и оскорбляет духовный сан и звание священнослужителя Русской Православной Церкви"»
Фото: Коммерсантъ / Кирилл Тулин / купить фото
С властями же проблем не возникало. На фото: губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков (слева) и вице-президент по производству Ford Джим Тетро во время презентации автомобиля Ford Focus третьего поколения на заводе Ford во Всеволожске, февраль 2008 года
Фото: Коммерсантъ / Никита Инфантьев / купить фото
Президент и исполнительный директор компании Ford of Europe Джон Флеминг посетил открытие Московского международного автомобильного салона, который прошел в Москве в августе 2008 года
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко / купить фото
В течение почти десяти лет Ford Focus возглавлял рейтинг самых продаваемых иномарок в РФ. Сегодня, когда модель уже не производят во Всеволожске, этот автомобиль продолжает фигурировать в десятке самых востребованных в стране автомобилей с пробегом. На фото: стенд марки Ford на Московском международном автосалоне в 2010 году
Фото: Коммерсантъ / Николай Королев / купить фото
В феврале 2011 года было объявлено о создании Ford Sollers — совместном предприятии Ford и российской компании Sollers. На фото: слева направо: председатель совета директоров, исполнительный директор Ford of Europe Стивен Одел, председатель правительства России Владимир Путин, генеральный директор ОАО «Соллерс» Вадим Швецов и председатель Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Владимир Дмитриев на церемонии подписания соглашения о создании совместного предприятия между «Форд мотор компании» и «Соллерс», которая прошла в Московском государственном университете путей сообщения
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров / купить фото
СП Ford Sollers выпускал во Всеволожске Mondeo и Focus, в Елабуге — Transit, Kuga, Explorer, Galaxy и C-Max, в Набережных Челнах — Ecosport и Fiesta. Кроме того, в сентябре 2015 года Ford Sollers запустил в Елабуге первый в России завод по производству двигателей иностранного бренда. На фото: завод по производству двигателей СП Ford Sollers
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников / купить фото
Исполнительный директор компании Ford Motors Марк Филдс (слева) и генеральный директор компании Sollers Вадим Швецов (справа) во время презентации кроссовера Ford EcoSport
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин / купить фото
Председатель правительства России Дмитрий Медведев (второй слева) во время рабочей поездки в Набережные Челны посетил завод «Форд Соллерс — Набережные Челны» вместе с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым (второй справа) и генеральным директором «Соллерс» Вадимом Швецовым (справа), 2014 год
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Однако из-за спада продаж Ford объявил в марте 2019 года о решении прекратить производство в России легковых автомобилей
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Завод во Всеволожске был официально закрыт 20 июня 2019 года, за три недели до своего 17-летия. К сентябрю 2019 года его законсервировали и уволили последних сотрудников. На фото: участники митинга рабочих завода, которые пытались добиться компенсаций за увольнение по европейской схеме компании Ford с выплатой зарплаты за два года
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок / купить фото
В октябре 2022 года компания Ford Motor Company объявила, что финализировала сделку по выходу из СП «Форд Соллерс». В Ford пояснили, что продажа следует за полным прекращением всех операций в России, включая производство, поставку комплектующих, IT и другую поддержку. Это произошло еще 2 марта, когда компания заявила о «немедленной» приостановке работы
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Как утверждают бывшие сотрудники Ford Sollers, служебную почту c доменом ford.com им отключили практически сразу после начала военной операции на Украине
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг / купить фото