Ремесло как искусство

Ремесло как искусство

Как живут и развиваются художественные промыслы региона — в совместном проекте «Ъ» и министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области

Расписная лошадка-качалка, хрупкие стеклянные елочные игрушки, кружевные салфетки, ажурные серебряные ложки, лаковые шкатулки... В памяти у каждого из нас есть определенный набор таких вещей, «из детства», при воспоминании о которых становится тепло и немного грустно. Это и первый сознательный Новый год, и лето в деревне, и мамины бусы из той самой шкатулки, и много чего еще, очень личного. Но дело не только в свойствах человеческой памяти. Дело и в самих вещах: они настоящие, живые, искусные — в том смысле, что только предметы искусства способны тронуть так глубоко и, кстати, оставаться вне моды и времени. Такими их делают руки мастеров, которые веками передают секреты своих ремесел из поколения в поколение.

Уникальность изделий художественных промыслов в том, что эти предметы не застыли на музейных полках, а живут рядом с нами, сочетая в себе пафос национальной идентичности и вполне утилитарные, бытовые задачи. Вот президент дарит иностранной делегации поднос с хохломской росписью — и похожий есть у нас на кухне. Вот расшитая золотом коллекция в стиле a la russe на каком-нибудь миланском подиуме — и те же золотые узоры на милой сердцу бабушкиной шали.

В чем секреты этих вещей? Кто хранит их тайны? Как удается вписать эти вековые традиции в формат современного бизнеса? Ответы на нижегородских предприятиях художественных промыслов искали корреспонденты «Ъ».

Александр Макаров

«Если мы забудем свою историю, мы забудем сами себя»

Министр промышленности, торговли и предпринимательства Александр Макаров — о том, как Нижегородской области удалось сохранить самое большое в России количество предприятий, которые занимаются художественными промыслами.

Геннадий Дрожжин

«Встраиваться в современную культуру нужно тонко»

Как сделать художественные промыслы модными и почему в России только два магазина, в которых представлены изделия НХП, рассуждает председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.

Наталья Квач

Почему промыслы — художественные?

Чем художественные промыслы отличаются от сувениров и зачем нужно открывать школы фолк-дизайна, рассказывает искусствовед, член Экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области, художник-график, член Союза художников России и член Международной гильдии живописцев Наталья Квач.

Летний луг круглый год

Изделия с художественной росписью — без преувеличения, главный российский сувенир. Гармония цвета и формы, красота и рациональность в каждой вещи.

Что скрывает матрёшка →

Совсем как живые

Камень и кость — не простые для резьбы материалы. Лёгкость линий завораживает: словно не резец здесь старался, а кисть художника.

Посмотреть ближе →

Красота железного века

Холодная красота металлических изделий появляется под влиянием высоких температур и химических операций. Но всё реже с применением ручного труда.

Чьи руки твёрже металла →

Больше, чем одежда

Тренды меняются от сезона к сезону. Но есть орнаменты, не теряющие актуальности столетиями.

Вдохновиться настоящим →

Хрупкая сказка

Стеклодув — редкая профессия, сейчас её заменяют машинным трудом. Но на фабрике «Ариель» все ёлочные игрушки по-прежнему выдувают вручную.

Где живут волшебники →

Тепло человеческих рук

Глина — самый древний материал, вдохновляющий человека на творчество и создание уюта.

Какие люди горшки обжигают →

Над проектом работали