Ремесло как искусство

«Павловские ложки есть почти в каждой российской семье»

Исполнительный директор Павловского завода художественных металлоизделий им. Кирова Сергей Бабушкин — о том, сколько времени нужно, чтобы стать настоящим гравером по металлу, почему павловские ложки и вилки можно найти практически в каждой российской семье и как достичь идеального баланса цены и качества в бизнесе, где 90% рынка занимает импорт.

— Как менялись условия и технологии изготовления столовых приборов с течением времени? Какие новшества появились?

— Если вспомнить то, с чего начинался промысел, многое поменялось кардинально. Когда в Павлове начали образовываться подворья кустарей, которые занимались металлообрабатывающими промыслами, труд этот был очень тяжелый. Не было электричества, из-за металлической пыли было много профессиональных заболеваний, работали целыми семьями — и дети, и жены... Потом, по инициативе Александра Генриховича Штанге, основателя нашего предприятия, началась автоматизация производства: сначала на конной тяге, затем появились первые паровые машины. На смену паровым моторам пришел первый бензиновый двигатель. Сегодня у нас все рабочие места аттестованы, профзаболевания мы полностью изжили: в цехах чисто, работают современные системы очистки воздуха, которые не только обеспечивают нормальный микроклимат и экономию тепла, но при этом еще и не загрязняют окружающую среду.

— Какой из производственных процессов уникален?

— Это процесс создания мастер-штампа, когда гравер своими руками создает новый орнамент, объемный прототип новой модели. Это кропотливая и долгая работа, и гравер должен обладать не только художественным даром и пространственным воображением, но и способностью к рукоделию. При этом нужна выносливость и терпение — в большинстве рисунков масса мелких деталей, в связи с чем применяются увеличительные стекла и специальный инструмент. Иногда с первого раза не получается, приходится дорабатывать, а порой и переделывать заново.

— Хватает ли вам «золотых рук»?

— Мастеров становится все меньше, но, к счастью, именно у нас в Павлове есть техникум народных художественных промыслов — уникальное учебное заведение, которое готовит в том числе граверов по металлу. Директор техникума — наш главный художник, как шефы мы стараемся лучшие кадры приглашать к себе. Ведь талант присущ единицам, и иногда через предприятие нужно пропустить много молодых специалистов, чтобы из них потом выросли граверы и слесари-инструментальщики, которые способны делать то, что делают наши мастера. Кроме того, нужна большая практика: мастером молодой специалист становится только через пять-десять лет работы. Увы, текущая экономическая ситуация к этому не располагает: молодые люди нередко предпочитают работать не по специальности, чтобы обеспечить себя и свои молодые семьи. Мы бы очень хотели обеспечивать приемлемый уровень заработной платы, но, к сожалению, предприятия НХП пока этого себе позволить не могут.

— Как менялся спрос на продукцию завода?

— В этом году наш коллектив будет отмечать 125-летие со дня основания предприятия. Срок довольно серьезный, немногие смогут похвастаться такой историей. Мы при этом работаем, востребованы на рынке. Это и есть ответ на вопрос. Конечно, были и спады, потому что любая бизнес-организация связана с экономикой страны. Тем не менее, мы прикладываем все усилия, чтобы сохранить свою долю рынка столовых приборов среди российских производителей.

Любопытно, что вообще статистика спроса на столовые приборы в России за последние 40 лет практически не изменилась. Казалось бы, почему? Ведь это предметы длительного срока службы и, купив один раз комплект, потребитель закрывает для себя этот вопрос надолго. И тем не менее, каждый год в России продается около 30 млн штук российских столовых приборов и кухонных принадлежностей — и это только 10% рынка, остальное приходится на импорт. Можно предположить, что открывается много точек общепита, приборы закупают бары, рестораны, придорожные кафе отказываются от пластиковых приборов. Меняется отношение населения к культуре питания, и это очень хорошо. Учитывая наше долгое присутствие на этом рынке, рискну предположить, что павловские столовые приборы можно найти практически в каждом российском доме.

— За какими запросами времени вы следуете, а какие принципы мастерства остаются незыблемыми?

— Если говорить о дизайне, то мы остаемся приверженцами своего традиционного направления и выпускаем изделия со сложной художественной чеканкой. Глобализация, конечно, всех толкает к тому, чтобы все было одинаково. Причем некоторые производители экспериментируют с формой до такой степени, что страдает функция — приборы просто неудобно держать в руках. В павловских коллекциях вы не встретите хай-тека, только практичность и самобытность. Поэтому наши модели столовых приборов по-прежнему трудоемки по исполнению и разрабатываются довольно долго, зато после этого мы получаем действительно уникальные изделия, которые к тому же удобны. То есть, с одной стороны, мы идем в ногу со временем в плане производственной техники, энергосберегающего оборудования, а с другой, сохраняем традиционную форму и сложность чеканки. При этом эта традиционная техника — не препятствие для дизайна. Например, мы делаем позолоченные приборы для тех, кто любит яркую сервировку. Для декорирования используется тонкое гальваническое золото, поэтому такие наборы не сильно дороже обычных. Еще более экономные вариант — приборы с нитрид-титановым покрытием, которое не отличить от изделий с позолотой, но при этом покрытие очень прочное и прослужит много-много лет. Если же нужна благородная изысканность, то применяется чернение чеканки, придающее рисунку особую привлекательность. Художественная роспись изделий — наша изюминка, и на нее сохраняется устойчивый спрос.

— Сейчас художественные промыслы переживают не лучшие времена. Что помогает заводу сохранять работоспособность?

— Главный критерий успешности в любой сфере — соотношение цены и качества. Поэтому мы ежедневно работаем над сохранением традиций, самобытностью в дизайне и одновременно сокращаем затраты и сдерживаем цены. Это главное, что помогает удержаться на рынке. Кроме того, нам удалось сохранить инструментальное производство, и в этом плане мы абсолютно независимы. Собственное производство штамповой оснастки помогает нам привлекать сторонние заказы. Также важно отметить, что держаться наплаву нам помогает господдержка на основе федерального закона от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О художественных промыслах РФ».

— Расскажите о мерах господдержки подробнее. Чего не хватает?

— Во-первых, большим подспорьем для нас является Ассоциация народных художественных промыслов России, которая объединяет все предприятия НХП и взаимодействует с профильными министерствами федерального правительства, в частности, с Минпромторгом. Во-вторых, согласно федеральному законодательству, предприятия, которые подпадают под установленные критерии (наличие собственной производственной и учебной базы, определенный процент выпуска продукции НХП), могут рассчитывать на бюджетные субсидии по подтвержденным статьям затрат. Мы используем их в целях модернизации производства и сокращения различных видов расходов. Это помогает находить компромисс между потребностью рынка и нашими предложениями, чтобы выпускать продукцию по приемлемой цене.

На региональном уровне у нас в области есть целевая программа поддержки НХП, предусмотрены льготы по налогам. Но по закону, предприятия, которые получают федеральные субсидии, не могут рассчитывать на аналогичную региональную помощь и наоборот. Хотя сейчас рассматривается возможность внесения изменений в законодательство, чтобы, например, получив компенсацию за газ из бюджета Федерации, предприятие могло запросить субсидии на выставочную деятельность из регионального бюджета. С точки зрения поддержки промыслов так было бы гораздо эффективнее. Если говорить о нефинансовых мерах поддержки, то региональное правительство очень активно работает в этом направлении. Нам очень везет на наших кураторов, это всегда небезразличные и деятельные люди.

Чего не хватает? Я бы отметил необходимость более жесткой борьбы с контрафактом и регулирования импорта. Засилье продукции китайских производителей — краеугольная проблема для многих промыслов. 90% российского рынка столовых приборов занято импортом, и 90% этого импорта — Китай, даже приборы, которые поставлены из Европы, на самом деле сделаны тоже в Китае. Власти это понимают, ввозные пошлины на продукцию из Китая, аналогичную нашей, дополнительно подняты на 27%. Это хорошо, но явно недостаточно, потому что существующий диспаритет цен данная мера не компенсирует, так как столовые приборы из Юго-Восточной Азии стоят на территории Единого таможенного союза в разы дешевле и зачастую без экономических на то оснований.

Беседовала Анна Павлова