«В появлении мадеры виновен случай»
Петр Воронков — об истории появления крепкого вина
Своему названию крепкое вино обязано сказочному острову Мадейра, рассказывает обозреватель «Коммерсантъ FM» Петр Воронков.
Мадейра — сказочный остров, вечный курорт, давший название одному из самых прославленных напитков мира. В появлении мадеры виновен случай. Молодое вино, в которое был добавлен спирт — для стабилизации, путешествовало по теплым морям, по ошибке нерадивого купца почти два года оно стояло в бочках на палубе под палящими лучами солнца — до Индии и обратно. Так вот, по возвращении кто-то случайно попробовал напиток, который уже собрались выливать…
Мадера, имеющая хорошую выдержку, дает "ощущение шелка на языке". К характерному оттенку жареного ореха добавляется вкус инжира, груши, айвы, появляются финиковые тона.
Были времена, когда за бочку хорошей мадеры в Англии можно было купить дом. В числе поклонников мадеры числились люди, делавшие историю.
Шеф-повара любят добавлять мадеру в соусы. Появление на свет одного из них не обошлось без Григория Распутина, который пил мадеру за завтраком, обедом и ужином, запивал ею мясо, рыбу, овощи, и даже в чай добавлял. Говорят, что, когда врач запретил слугам выносить ее к столу, заявив, что такого количества мадеры скоро не выдержит ни сердце, ни желудок, хитрый старец придумал специальный соус с мадерой и приказал повару подавать его ко всем блюдам.
А в XVIII веке для ароматной и душистой мадеры было другое применение. Светские дамы использовали мадеру в качестве духов, окуная в нее платочки.
Герцог Кларенс, брат короля Англии Эдуарда IV, был обвинен в заговоре против правителя и приговорен к смертной казни. Ему разрешили самому избрать для себя способ расставания с жизнью. Герцог попросил, чтобы его утопили в бочке с мадерой, что и было приведено в исполнение. Многие мои знакомые наверняка бы сказали — хорошая смерть…