«В Индии установлена уголовная ответственность за сожжение живьем»
На протяжении веков индийские вдовы сжигали себя вместе с трупом погибшего мужа. Чтобы не чувствовать боли, женщины принимали опиум, а костер для ритуала разжигался членами их семьи. Попытки сбежать в процессе пресекались брахманом ударом дубинкой по голове. Из-за сложившегося обряда, власти страны в ХХ веке были вынуждены ввести закон, запрещающий самосожжение, рассказывает Петр Воронков, однако до сих пор вдовы следуют саха-маране.
Обряд сути сегодня, или правильнее, сути (в переводе с санскрита "верная, преданная жена") – индийское самосожжение с мужем. Обычаю более 3 тыс. лет. И хотя в конце прошлого века в Индии установлена уголовная ответственность за сожжение живьем, в огне по сей день гибнут сотни женщин. Вдову трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее под локти, в последний момент силы часто оставляют ее, и она беспомощно повисает на руках родных. Жрец быстро произносит траурные мантры и окропляет ее водой.
Вдове помогают подняться на костер, она садится с левой стороны от мужа и кладет его голову себе на колени. Это саха-марана – совместная смерть. Кто-нибудь из родственников поджигает поленья. Чтобы женщина не выбросилась из костра, ее ноги приковывают к тяжелым плахам железными цепями. Раньше бывало, что брахман дубинкой оглушал обезумевшую от боли женщину, если она выскакивала из костра. Чтобы притупить боль, вдовы часто принимают опиум.
В Бенгале вдову накрепко привязывают к трупу мужа и сжигают в бамбуковом шатре. А в Аллахабаде вдова может обойтись и без мужниных останков, ну, если тот почил вдали от дома. Она идет на костер, держа в руках трость или, к примеру, ботинок мужа. Однажды я сказал своему другу индусу, мол, "варварство сплошное ваше сути". Друг этот очень хорошо знает русский, он спросил: "А как же ваше: "они жили долго и счастливо, и умерли в один день"?" "Это совсем другое!" – возмутился я. Индус задумался и потом кивнул: "Может быть, и так, но по сути…"