«Русские морячки Гавайи весьма уважали»
Гавайи, или Сэндвичевы острова, как назвал их первооткрыватель капитан Кук, могли принадлежать России, рассказывает обозреватель «Коммерсантъ FM» Петр Воронков.
Гавайи сегодня. Всегда же хочется немножко праздника, а на островах, что ни день — карнавал. Даже язык у гавайцев особый: приветствие "алоха" — это и "здравствуй", и "до свидания" и много чего еще, а в буквальном переводе означает "я тебя люблю" — ни больше, ни меньше.
Когда-то Гавайи называли Сэндвичевыми островами — с легкой руки легендарного капитана Кука. Потом его съели аборигены, уже после того, как он окрестил архипелаг в честь своего друга Джона Монтегю, четвертого графа Сэндвича, первого лорда британского адмиралтейства и страстного игрока. Между прочим, свой знаменитый бутерброд — тот самый сэндвич — лорд изобрел именно за игрой в карты, в криббедж. Чтобы не отвлекаться, приказал слуге положить между двумя кусками хлеба побольше всякой снеди — такая вот история.
Но вернемся на Гавайи. Кук открыл их официально. До этого здесь не раз бывали испанцы, рыскавшие повсюду в поисках золота, заходили и наши купцы. Вообще Гавайи могли быть русскими, точнее, чуть было не стали. С северо-запада архипелаг открыли Крузенштерн и Лисянский во время первой русской кругосветной экспедиции. Один из островов в той стране по сей день так и называется фамилией Лисянского. Морячки наши Гавайи весьма уважали, утверждая, что здесь земля с богом разговаривает. А столицу Гонолулу на свой манер ласково называли "Гонолуль". Местный король Камехамеха всерьез вел торговлю с нашими северянами, дарил им наряды из перьев, собирался корабли покупать. Острова не нужно было захватывать, можно было просто там поселиться, о чем и было доложено в российские верха. Ответ чиновников первооткрывателем был коротким: "Нам бы с вашей Аляской разобраться". И стали Гавайи 50-м штатом Америки.
Вот и остается мне сказать вам не "до встречи", а просто "алоха".