Бренду Pandora понадобилось чуть меньше 10 лет, чтобы из небольшого ювелирного магазинчика в Копенгагене превратиться в одну из самых известных ювелирных компаний мира. Успех пришел к владельцам после того, как нанятые ими дизайнеры предложили покупателям браслеты со сменными подвесками, рассказывают Михаил Хомич и Юрий Митин.
Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ / купить фото
Михаил Хомич, преподаватель экономики инноваций МГУ им. Ломоносова:
История компании Pandora началась в 1982 году. Семейная пара Пер и Винни Эневольдсен открыли небольшой ювелирный магазин в Копенгагене. Они продавали уникальные украшения по низким ценам. Для этого супруги занимались импортом из Таиланда. Однако перепродажа не приносила большой прибыли и вскоре предприниматели наняли собственного дизайнера Лона Франдсена.
Резкий поворот в развитии компании происходит в 2000 году. Дизайнеры Лон Франдсен и Лизбет Эно Ларсен предложили покупателям браслеты со сменными подвесками. Их можно было купить отдельно. Каждая бусина имела уникальный дизайн и производилась из дорогих материалов: золота, серебра и муранского стекла. Любой браслет, проданный Pandora, становился эксклюзивом. Это была уникальная бизнес-модель, приучившая покупателей к повторным покупкам.
Постепенно дела у компании пошли в гору — броские восточные браслеты стали популярны во всем мире. В 2005 году Pandora открыла шестиэтажный ювелирный завод в Таиланде, а уже в 2010 вышла на IPO. Сегодня магазины Pandora есть в 65 странах мира.
Юрий Митин, эксперт по инновационному предпринимательству:
Чтобы получить коммерческий успех, компания прошла путь длиною в 30 лет. И все же не зря — путем проб и ошибок Pandora укрепила свои позиции элитного, но недорогого ювелирного магазина на шести континентах земного шара. И все благодаря гениальной бизнес-модели повторных покупок.
Вывод: Успешный бизнес не всегда показывает результаты в краткосрочном периоде. У Pandora десятилетние поиски верной стратегии в конце концов обернулись фантастическим успехом.