21 марта — Всемирный день поэзии. В преддверии праздника сенатор Анатолий Лысков обратился со стихами к президенту США Бараку Обаме. Множество известных политиков и чиновников разных рангов в свободное от мыслей о народном благе время увлекаются поэзией. Кто из известных государственных деятелей пишет стихи — в фотогалерее «Ъ».
Сенатор Анатолий Лысков (Бараку Обаме о событиях в Крыму): «О господин Барак Обама, постройте президентский взор; /Не нужен штат ваш Алабама, теперь наш Крым — как наш дозор. /Зайдем на пик горы Ай-Петри, чтобы пропеллер там висел, /Чтоб Белый дом у вас проветрил и злой чтоб умысел осел. /Осядет он, и вам надолго полегче станет в голове, /У нас есть Крым и наша Волга, не стройте козни нам извне. /Вам будет славно в Белом доме, кругом уютно и светло, /Ваш круг общения не в обкоме, вам портят ястребы чело. /О, президент Барак Обама, я предлагаю дело вам — /Две рюмки водки вместо срама за Крым, пришедший снова к нам»
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
Основатель фонда «Город без наркотиков» и новоизбранный мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман: «На дворе скворец клевал и крошил табак./ На тарелочке лежал грустный пастернак./ Доносился ветра свист, веточки дрожали,/ И упал с березы лист / Его Ференц звали»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Член Коммунистической партии России, бывший первый заместитель председателя Верховного cовета СССР Анатолий Лукьянов: «Спешите медленно, поэты,/ Свой труд на люди выносить,/ Не примеряйте эполеты,/ Не ждите славы на Руси!»
Фото: Коммерсантъ / Василий Дьячков
Рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер написал большинство своих стихов на фронте Первой мировой войны: «Внезапно, в горькой ночи,/ Вижу Знак Вотана, окруженный немым сиянием,/ Выковывая связь с таинственными силами./ Луна, в своем магическом колдовстве, чертит руны./ Все, что в течение дня было полным грязи,/ Стало ничтожным пред магической формулой./ Так поддельное отделилось от подлинного. /А я нахожусь перед Связкой Мечей»
Предприниматель Борис Березовский: «Нелегко уходить уходя,/ Впереди – лишь чужбина чужая,/ Стоны ветра и струи дождя/ Одиночки отход прикрывают./ На душе – холодок сентября,/ Ничего так, как было, не будет./ Взвесит Бог все «во имя» и «зря»/ И судом справедливым рассудит»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Калашникова
Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982-1984) Юрий Андропов: «Да, все мы смертны, хоть не по нутру/ Мне эта истина, страшней которой нету./ Но в час положенный и я, как все, умру,/ И память обо мне сотрет святая Лета./ Мы бренны в этом мире под луной:/ Жизнь — только миг (и точка с запятой);/ Жизнь — только миг; небытие — навеки./ Крутится во Вселенной шар земной,/ Живут и исчезают человеки»
Министр экономического развития России Алексей Улюкаев: «А что там?/ Вероятно, гладь морская,/ Какое-то чужое побережье./ Маршрут прочерчен./ Может быть, изъезжен./ Но все равно и глаз, и слух ласкает./ Вся эта жизнь, короткая — как прежде,/ Казалась длинной юному невежде./ Неужто кончится?/ Берет тоска и.../ Не отпускает,/ Что там вера, что надежда...»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Советский политический, государственный, военный и партийный деятель Иосиф Сталин: «Когда луна своим сияньем/
Вдруг озаряет мир земной/
И свет ее над дальней гранью/
Играет бледной синевой,/
Когда над рощею в лазури/
Рокочут трели соловья/
И нежный голос саламури/
Звучит свободно, не таясь,/
Когда, утихнув на мгновенье,/
Вновь зазвенят в горах ключи/
И ветра нежным дуновеньем/
Разбужен темный лес в ночи,/
Когда, кромешной тьмой томимый,/
Вновь попадет в свой скорбный край,/
Когда кромешной тьмой томимый,/
Увидит солнце невзначай,/
Тогда гнетущей душу тучи/
Развеют сумрачный покров,/
Надежда голосом могучим/
Мне сердце пробуждает вновь,/
Стремится ввысь душа поэта,/
И сердце бьется неспроста:/
Я знаю, что надежда эта/
Благословенна и чиста!»
Фото: AP
Министр иностранных дел России Сергей Лавров:«Откуда берется ручей, что начало дает/
Стремительным речкам, которыми бредят мужчины?/
Из чистых святых родников на далеких вершинах,/
Из талого снега, из ливней всю ночь напролет./
Откуда приходят дожди на недели подряд,/
Ручей превращая в поток, все способный разрушить?/
С высоких небес, где ушедших товарищей души,/
Как светлые ангелы, нас от покоя хранят»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Председатель правительства Российской Федерации (1998-1999), бывший председатель Торгово-промышленный палаты Евгений Примаков: «Я твердо все решил: мне ничего не надо!/
Ни высших должностей, ни славы, ни наград./
Лишь чувствовать дыханье друга рядом/
И не поймать косой, недобрый взгляд./
Я много раз грешил, но никогда не предал./
Ни дела, чем живу, ни дома, ни людей./
Я много проскакал, но не оседлан,/
Хоть сам умею понукать коней...»
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Помощник президента России Владислав Сурков: «Время угрюмое, кончились праздники,/ Мир и покой, мир и покой./ Ломятся в дверь, это черные всадники,/ Это за мной, это за мной./
Поздно, не скрыться,/
Не стоит в смятении дуть на свечу./
Выйду, ни звуком не выдам волнения,/
Не закричу./
Пусть меня гонят сквозь город простуженный/
И через мост./
Прямо туда, где метелью разбуженный/
Старый погост»
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Бывший руководитель департамента имущественных отношений Министерства обороны России Евгения Васильева: «Пусть богатые будут богаче,/ Пусть разумнее будет удача / Я болею за золото мира./ Знаю: да, велико и красиво./ Пусть богатые будут учтивы,/ Пусть отзывчивы будут, красивы»
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
Люди, наделенные властью, нередко отличаются стремлением к творчеству, в том числе и к поэзии. Стихи и музыку писал Иван Грозный, интерес к поэзии проявляли Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Ким Ир Сен, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин. Сегодняшние государственные деятели, например Сергей Лавров, Владислав Сурков, Евгений Ройзман, тоже пишут стихи и даже издают написанное.
Фотослужба «Ъ», Юлия Сапронова