55 лет назад, 3 октября 1968 года, состоялся первый полет пассажирского самолета Ту-154, который стал самым массовым среднемагистральным пассажирским самолетом в Советском Союзе и активно эксплуатировался вплоть до конца 2000-х годов. История лайнера — в фотогалерее «Ъ».
Разработка Ту-154 началась в ОКБ Туполева в 1963 году. Главными конструкторами самолета в разные годы были Сергей Егер, Дмитрий Марков, Александр Шенгардт, Андрей Гришин. Первый опытный экземпляр Ту-154 был выпущен в 1966 году
Фото: ТАСС / Николай Никитин
3 октября 1968 года состоялся первый полет Ту-154. Командиром испытательного полета (на фото) был назначен Герой Советского Союза Юрий Сухов
Фото: Марк Редькин / ТАСС / Марк Редькин /ТАСС
Ту-154 задумывался как конкурент Boeing 727 и активно продавался на экспорт. Впрочем, основными покупателями были страны социалистического блока
На фото слева направо: министр обороны Франции Пьер Месмер, авиаконструктор Андрей Туполев и посол Франции Оливье Вормсер
Фото: Сергей Преображенский / ТАСС / Сергей Преображенский/ТАСС
Трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяженности был рассчитан на перевозку до 180 пассажиров
Слева направо на переднем плане: министр авиационной промышленности СССР Петр Дементьев, министр обороны Франции Пьер Месмер, конструкторы Андрей Туполев, Александр Яковлев и Александр Архангельский в КБ Туполева на предпоказе самолета в 1968 году
Фото: Сергей Преображенский / ТАСС / Сергей Преображенский/ТАСС
В 1969 году новый самолет показали на авиасалоне в Ле-Бурже
Фото: ТАСС
Самолет выпускался серийно с 1970 по 1998 год на Куйбышевском авиационном заводе
Фото: Марк Редькин / ТАСС / Марк Редькин /ТАСС
9 февраля 1972 года началась эксплуатация Ту-154 на регулярных рейсах полетом по маршруту Москва—Минеральные Воды
Фото: Евгений Кассин и Марк Редькин / ТАСС
Ту-154 был одним из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров того времени, его крейсерская скорость превышала 900 км/ч
Фото: Георгий Надеждин / ТАСС / Георгий Надеждин/ТАСС
Советские пилоты на своем сленге называли самолет «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка»
Фото: РИА Новости
Всего было создано более десяти модификаций самолета. Первой стала Ту-154А, выпускавшаяся с 1974 года. В 1988 году на базе Ту-154 был создан Ту-155 — летающая лаборатория для исследований двигателей с использованием криогенного топлива
Фото: РИА Новости
Ту-154 стал самым массовым советским реактивным среднемагистральным пассажирским самолетом. В общей сложности было построено 1026 экземпляров
Фото: РИА Новости
К моменту распада СССР Ту-154 составлял основу авиапарка «Аэрофлота». Но в конце 1990-х самолет начал проигрывать в экономичности. Авиакомпании стали массово выводить Ту-154 из парка после кризиса конца 2000-х с повышением цен на авиакеросин, расход которого у модели был выше зарубежных аналогов
Фото: wiki
В 2013 году прекратилось мелкосерийное производство модификации Ту-154М на самарском заводе «Авиакор», где она выпускалась с 1998 года
Фото: wiki
Всего с 1973 по 2016 год произошло 40 катастроф Ту-154 с человеческими жертвами. В одной из последних 10 апреля 2010 года при посадке на аэродроме в Смоленске разбился Ту-154М ВВС Польши. На его борту находились польский президент Лех Качиньский и делегация руководства страны, направлявшаяся на траурные мероприятия памяти жертв Катыни. Погибли все 96 человек, находившихся на борту
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
25 декабря 2016 года в Черном море в районе Сочи упал Ту 154Б-2 ВКС России, направлявшийся в Сирию. Все находившиеся на борту 92 человека погибли. Среди них были участники Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, а также основавшая фонд «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
28 октября 2020 года состоялся последний регулярный пассажирский рейс Ту-154. Самолет 1992 года постройки авиакомпании АЛРОСА (на фото) перевез 140 пассажиров из якутского города Мирный в Новосибирск. Самолеты Ту-154 продолжают использовать российские силовые ведомства и специальный летный отряд «Россия»
Фото: АЛРОСА