30 января 1934 года советский стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. Как развивалось воздухоплавание в России — в фотогалерее «Ъ».
Цеппеллин над Летним садом в Санкт-Петербурге. Строительство первых дирижаблей-цеппелинов началось в 1899 году в плавающем сборочном цехе на Боденском озере. Оно было организовано на озере потому, что граф фон Цеппелин, основатель завода, истратил на этот проект все свое состояние и не располагал достаточными средствами для аренды земли под завод. Первый полет цеппелина состоялся 2 июля 1900 года
Фото: http://dolgoprud.org/
Первый дирижабль царской России «Учебный» был построен в 1908 году. Объем его оболочки составлял 2 тыс. куб. м, длина — 40 м, диаметр 6,6 м, при этом он мог развить скорость до 21 км/ч
Фото: Фото из альбома "Управляемые аэростаты России и Советского Союза", Е.Д. Карамышев. / Е.Д. Карамышев/http://dolgoprud.org
Дирижабль «Лебедь» был построен в 1909 году по российскому заказу на заводе Lebaudy во Франции. Автором стал француз Анри Жюлио. Объем оболочки «Лебедя» составлял 4,5 тыс. куб. м, длина — 61 м, диаметр — 11 м, дирижабль развивал скорость до 36 км/ч
Фото: http://www.dolgoprud.org
Первый воздушный шар был запущен в 1911 году во время смотра войск в присутствии императора Николая II
Фото: Фото ИТАР-ТАСС / Репродукция Фотохроники ТАСС/Фото ИТАР-ТАСС
22 декабря 1912 года был заключен контракт с Балтийскими судостроительным и механическим заводами. Они построили управляемый дирижабль «Гигант» объемом около 18 тыс. куб. м. Его длина составляла 105 м, максимальный диаметр — 16,25 м. При этом он мог развивать небывалую до этого скорость — 65 км/ч при максимальной высоте полета 3,5 тыс. м. Горючего хватало на 20 часов
Фото: http://www.dolgoprud.org
Дирижабль «Парсеваль II» (по другим данным, «Буревестник»), купили у Германии в 1913 году, в течение двух лет он обладал наилучшими летными данными из всех имевшихся у России аэростатов. Объем оболочки составлял 9,6 тыс. куб. м, длина — 90 м, диаметр — 16 м, при этом он развивал скорость до 67 км/ч. Весной 1915 года дирижабль был разобран
Фото: http://dolgoprud.org/
Во время Первой мировой войны дирижабли были основными средствами стратегической разведки. Российские аэростаты распологали в Луцке, Бердичеве, Белостоке, Лиде, Сализи (близ Петрограда), Брест-Литовске, Ковно, Гродно, где были построены ангары с базами снабжения и питания дирижаблей газом
Фото: Фото из фондов Долгопрудненского историко-художественного музея / http://dolgoprud.org/Фото из фондов Долгопрудненского историко-художественного музея
Продувка оболочки дирижабля «Московский химик-резинщик» на заводе «Каучук» в Москве. Дирижабль был построен на добровольные взносы рабочих и служащих резиновой и химической промышленности в 1924 году. При перелете из Ленинграда в Москву он был обстрелян караулом военного завода и совершил вынужденную посадку в районе Твери. Всего совершил 21 полет
Фото: Фото из фондов Долгопрудненского историко-художественного музея.
Штурвалы управления дирижабля «Комсомольская правда» («СССР-В4»). Сбор средств на строительство дирижабля был организован газетой «Комсомольская правда», поэтому аэростат и получил такое название. «Комсомольская правда» создавалась на основе чертежей своего предшественника — дирижабля «Московский химик-резинщик»
Фото: Фото из альбома "Дирижабль "Комсомольская правда", архив Оппман Е.М.
Советский дирижабль «СССР-B4». В конце 1931 года при Главном управлении Главвоздухфлота была создана организация «Дирижаблестрой», которая должна была проектировать, производить и эксплуатировать дирижабли, а также совершенствовать методы их эксплуатации
Фото: Фотоальбом из архива ДКБА / Архив ДКБА/http://dolgoprud.org
Баллонный цех. Складывание оболочки дирижабля.
Крайний справа — конструктор С. П. Лившиц. Надпись на транспаранте: «Да здравствуют советские женщины — активные участники политической, хозяйственной и культурной жизни нашей страны!»
Фото: Фото из фондов Долгопрудненского историко-художественного музея / Долгопрудненского историко-художественного музея/dolgoprud.org
В феврале 1933 года советские и итальянские инженеры построили первый дирижабль полужесткого типа «СССР В-5». Его первый полет состоялся 27 апреля 1933 года и продолжался 1 час 15 минут. В мае 1933 года его приняли в эксплуатацию после государственных приемных испытаний. Прежде всего он предназначался для ознакомления советских специалистов с технологией строительства полужестких дирижаблей, обучения экипажей и наземного персонала. За год он совершил более 100 полетов, но его оболочка была ненадлежащего качества, выпуская много водорода. Из-за этого дирижабль приняли решение разобрать
Фото: Фотоальбом из архива ДКБА
30 января 1934 года советский стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. Однако при спуске потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1» и все члены экипажа
Фото: wikipedia.org
Встреча дирижабля СССР-В6 после рекордного полета. На земле — «СССР-В6», над ним — «СССР-В1». Дирижабль «СССР В-6 Осоавиахим» был построен на базе итальянского дирижабля типа N-4 с различными усовершенствованиями. Для этого в СССР пригласили итальянского конструктора Умберто Нобиле. 29 сентября 1937 года аэростат вылетел из Долгопрудного, где находился проектировочный цех, и приземлился здесь же спустя 130 часов 27 минут, 4 октября 1937 года. При этом был установлен мировой рекорд длительности беспосадочного перелета
Фото: http://www.dolgoprud.org
Во время Второй мировой войны аэростаты стали применять для защиты городов, военных объектов и т. д. Аэростаты заграждения использовались для того, чтобы повреждать самолеты при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Кроме того, наличие аэростатов заставляло вражеские самолеты летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования
Фото: RIA Novosti archive/ Олег Кнорринг
Дирижабль «Победа» был разработан за полгода в 1944 году конструктором ОКБ «Дирижаблестроя» Борисом Арнольдовичем Гарфой. Он должен был доставлять для постов аэростатов заграждения водород и участвовать в грузоперевозках. После окончания войны «Победа» использовалась для поиска мин, затонувших в акватории Черного моря. Однако в 1947 году во время полета на небольшой высоте аэростат зацепил ЛЭП
и рухнул. Восстановить его не удалось
Фото: Фото из фондов музея ДМЗ.
Дирижабль мягкой системы Au-30 «Аргус» был построен в Киржаче Владимирской области в 2008 году. До 2009 года был крупнейшим российским дирижаблем, установившим официальный мировой рекорд дальности беспосадочных перелетов
Фото: Коммерсантъ / Михаил Почуев
На сегодняшний день дирижабли и воздушные шары используются в мирных целях — как способ развлечения
Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин
Начало старта международного спортивного перелета тепловых аэростатов Россия--Украина. Мероприятие прошло в рамках года России на Украине и было приурочено к 100-летию авиации и 200-летию со дня первого официального подъема аэростата в России
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
Строительство первых дирижаблей-цеппелинов началось в 1899 году в плавающем сборочном цехе на Боденском озере. Оно было организовано на озере, потому что граф фон Цеппелин, основатель завода, истратил на этот проект все свое состояние и не располагал достаточными средствами для аренды земли под завод. Первый полет цеппелина состоялся 2 июля 1900 года. С тех пор дирижабли, воздушные шары и другие аэростаты использовались для военных целей вплоть до наших дней.