Битва при Майдане
На прошлой неделе ситуация на Украине резко обострилась.
Президент Виктор Янукович подписал закон N3879, который ужесточает ответственность за несанкционированные уличные акции, а также ограничивает поле для деятельности НКО. В ответ на улицы Киева вышли десятки тысяч человек, а радикально настроенная молодежь (футбольные фанаты и националисты) из неформального объединения "Правый сектор" устроила на улице Грушевского настоящую войну против силовиков — с "коктейлем Молотова", булыжниками, баррикадами и горящими шинами. В ответ силовики применяли дубинки, светошумовые гранаты, слезоточивый газ и резиновые пули. 22 января стало известно о первых жертвах: трое активистов оппозиции погибли при невыясненных пока обстоятельствах.
Главной причиной драматичных событий в Киеве стал углубляющийся раскол в украинском обществе и особенно в элите. Раскол вызван не только отношением к стратегическому выбору во внешней политике (интеграция с Евросоюзом либо сохранение приоритетных отношений с Россией), но и тактическими вопросами. Первое важное размежевание произошло в команде президента Виктора Януковича 17 января, когда в отставку ушел глава администрации президента Сергей Левочкин. Давний соратник Януковича, которого называли одним из самых могущественных людей во власти, ушел из-за несогласия с законом N3879. Левочкин отстаивал совершенно другую тактику борьбы с протестами: он предлагал не предпринимать резких движений, а дожидаться, когда "Евромайдан" выдохнется. Эту позицию он отстаивал еще в ноябре 2013 года, а после разгона "Беркутом" студенческого Майдана даже подавал в отставку, но президент уговорил его остаться. Теперь же Левочкин ушел, поскольку не может убедить президента принять свою стратегию. Вместе с ним ушли несколько ключевых сотрудников АП. В окружении Януковича временно доминируют сторонники жестких действий, такие как секретарь Совета нацбезопасности и обороны Андрей Клюев и министр юстиции Елена Лукаш. Впрочем, даже они перед лицом беспорядков были вынуждены согласиться на переговоры президента с лидерами системной оппозиции (Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягныбок).
Не менее расколото и протестное движение. "Правый сектор", наиболее заметный на улицах Киева, не имеет единого руководства и всерьез трио Кличко--Яценюк--Тягныбок, похоже, не воспринимает. Между тремя лидерами оппозиции немало разногласий (они не скрывают, что дружат лишь против общего врага), однако они боятся утратить рычаги влияния на ситуацию. Нет единства и среди рядовых противников президента: часть людей, выходивших раньше на Майдан, поддерживают молодежь из "Правого сектора" и требуют борьбы до полной победы, другие же начали опасаться радикалов и готовы идти на компромиссы. Неоднородны и регионы страны. На западе процесс радикализуется. Отсутствие митингов в поддержку Януковича говорит, что он не слишком популярен даже на востоке и юге страны, хотя электорат Партии регионов готов его терпеть. В Крыму же активизируется сепаратистское движение.
Нет единства и среди украинских олигархов, многие из которых на минувшей неделе отправились на консультации в Давос. Комиссар ЕС по вопросам бюджета Януш Левандовский заявил о готовности использовать "интересы олигархов, банковские счета, которые можно проверить", как средство давления на официальный Киев. В этой ситуации значимость личных решений ключевых игроков повышается. Как и цена ошибок.