"Темпы роста никого не радуют"
Людмила Усова беседует с заместителем председателя правительства РФ Аркадием Дворковичем
Россия и Украина оказались в центре внимания Всемирного экономического форума в Давосе, который состоялся на прошлой неделе. Наша делегация во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем говорила о перспективах российской экономики и сделала все, чтобы привлечь внимание к Олимпиаде в Сочи. О подробностях русской повестки дня в Давосе Аркадий Дворкович рассказал "Огоньку"
— Аркадий Владимирович, можно понять, почему особое внимание в повестке дня ВЭФ уделено Украине. Но почему еще и России?
— В Давосе всегда обсуждаются наиболее актуальные проблемы глобальной экономики и политики. Сегодня внимание политиков приковано к событиям на Украине. Если говорить об экономической стороне вопроса, Украина стоит перед непростым выбором — насколько быстро она может интегрироваться с другими странами, европейскими партнерами и Россией, открывая свои рынки. Исходя из нашего опыта и учитывая стадию развития украинской экономики, движение не может быть слишком быстрым. Попытки перепрыгнуть через необходимые преобразования могут оказаться безответственными. Принимая во внимание положение Украины в Европе, совершенно естественно, что ее сегодняшние проблемы являются частью повестки Давосского форума.
Что касается России, ее развитие является постоянной частью давосской повестки. В этом году по-другому быть и не могло. Россия только завершила свое председательство в "двадцатке" и приняла на себя такие же обязанности в "восьмерке". Вместе с США и другими партнерами Россия предпринимает усилия по урегулированию сирийского конфликта и иранской ядерной проблемы. Наконец, через полторы недели в Сочи состоятся зимние Олимпийские и Паралимпийские игры, вызывающие огромный интерес в мире.
— В этом году в Давосе обсуждали последствия кризиса. То есть с "диагнозом" разобрались и принялись за лечение? Почему такое внимание уделено именно странам БРИКС?
— Жизнь меняет и диагнозы, и методы лечения болезней. За прошедший год неприятным сюрпризом стало замедление темпов роста всех стран БРИКС. Это свидетельствует о наличии серьезных структурных проблем в каждой из этих стран, включая и Россию. А также о высокой степени интегрированности глобальной экономики. Не могут долго расти отдельные крупные страны, если мировая экономика в целом близка к рецессии. Но и надежды мира связаны с более быстрым ростом стран БРИКС. Отсюда и особенный интерес к этой теме.
Отмечу три момента относительно России. Первое. Темпы роста российской экономики, конечно, никого не радуют. Они ассоциируются как с неблагоприятной внешней средой, так и с оттоком капитала из России. Наша юрисдикция все еще недостаточно комфортна для инвесторов.
Второе. Россия улучшила деловой климат. Об этом говорят все международные рейтинги, об этом говорят инвесторы. Последние зачастую даже удивлены излишне критическим отношением самого правительства к своим собственным достижениям.
И третье. В то время как российская ситуация в среднем пока далека от идеала, есть регионы, которые достигли значительных успехов в привлечении инвестиций. И именно российские регионы могут стать новыми двигателями экономического роста.
— Что Россия предложила Давосу, например, при обсуждении тем энергетической безопасности или на совете по иностранным инвестициям?
— Россия предложила прежде всего не искать новые идеи, а выполнить все то, что было обещано ранее. Особое внимание мы обратили на необходимость обеспечения добросовестной конкуренции в мировой экономике, а также насущную потребность в доступе к инновациям независимо от уровня богатства отдельных стран.
Что касается энергетики, для нас важно исключение политических мотивов из практики регулирования. Правительства должны заботиться о надежных и доступных поставках энергетических ресурсов. В настоящее время это не всегда так.
Как обычно, встречи с членами консультативного совета по иностранным инвестициям проходят в очень прагматичном ключе. На предыдущей встрече осенью в Москве наши партнеры подняли ряд конкретных вопросов, касающихся электроэнергетики, торговли и предсказуемости регулирования в целом. В Давосе мы обсудили, что уже удалось сделать, а что пока остается нашим "домашним заданием" на ближайшие месяцы.
— Не секрет, что существует несколько сценариев выхода из кризисной ситуации в России, в том числе и весьма радикальных, идущих вразрез с либеральной традицией... Как вы к этому относитесь?
— К работе "сценаристов" я отношусь с большим уважением. Любой разумный сценарий дает хорошую пищу для подготовки решений. При этом считаю абсолютно бессмысленным вешать на идеи экономистов ярлыки либеральности или консерватизма. Прежде всего необходим профессиональный анализ происходящего и всесторонняя оценка последствий принятия тех или иных решений.
Если же речь идет о большей или меньшей роли государства в экономике, от правительства прежде всего ждут качественного исполнения его основных функций, особенно в части улучшения работы систем образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, правоохранительных органов.
— Эксперты говорят, что Россия до сих пор не полностью интегрирована в глобальные процессы. Вы с этим согласны?
— Не согласен с этим утверждением. И политически, и экономически Россия полностью интегрирована с остальным миром. Наша страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей "восьмерки" и "двадцатки" ведущих стран, а также ряда крупнейших региональных объединений. Мы создали Таможенный союз с нашими ближайшими соседями — Казахстаном и Белоруссией. Вступили во Всемирную торговую организацию и начали процесс присоединения к ОЭСР. У нас значительный объем внешней торговли, особенно с Европой и Китаем. Важную роль в нашем развитии играют иностранные инвестиции.
Все, что нужно,— это продолжать конструктивно работать со всеми заинтересованными партнерами на основе принципов открытости и учета взаимных интересов. Одна из ближайших задач — добиться решения о безвизовом режиме поездок с европейскими странами.
— Октябрьское заседание ВЭФ в Москве было посвящено развитию потенциалов регионов. Об этом же говорили и сейчас в Давосе. Но любое развитие возможно только при достаточном финансировании. Готово ли правительство России оставлять, например, половину собираемых доходов в регионах, как это было в середине 90-х? Нет опасения возврата "парада суверенитетов"?
— У нас есть регионы-лидеры, есть и аутсайдеры. Последние должны перенимать наилучшие практики первых и добиваться улучшения в деловом климате.
Конечно, многие вещи невозможно сделать при недостаточном финансировании. И шаг за шагом финансовое обеспечение регионов и муниципалитетов будет улучшаться. Но я бы не уповал на простые решения, такие как 50-процентное правило. Доли финансирования должны зависеть от объемов полномочий разных уровней власти.
Также — нисколько не боясь "парада суверенитетов" (его уже и не может быть) — необходимо постепенно отказываться от жесткого определения федеральным центром приоритетов расходов на региональном и местном уровне. Так и будет происходить по мере исполнения президентских майских указов 2012 года.
По Давосскому счету
Всемирный экономический форум: кто был, о чем говорили и сколько стоит
44-й Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе собрал 2500 представителей властных структур, высших предпринимательских эшелонов и общественных организаций из 100 стран
В центре внимания мировой элиты были 4 темы, объяснил основатель саммита и бессменный руководитель ВЭФ Клаус Шваб. Это влияние инноваций на современную жизнь, перспективы глобального развития, участие гражданского общества в экономических процессах и вопрос "9 миллиардов", связанный с ростом численности населения
В 1987 году делегация СССР впервые приехала в Давос. С 1992 года Россия принимает участие в форуме
На форуме 2014 года 70 участников российской делегации возглавил вице-премьер Аркадий Дворкович. В делегацию также вошли вице-премьер Дмитрий Козак, министр экономического развития Алексей Улюкаев, глава Минсвязи Николай Никифоров, представители Центробанка, главы Сбербанка и ВТБ, а также руководители регионов
Членство в ВЭФ стоит 500 тысяч долларов, 23 600 долларов платят участники форума
Ежегодный "Всеобщий финансовый обзор" на Давосе-2014 транслировался на двух языках — английском и русском