CES'2014: все самое основное
Умные автомобили и носимые компьютеры стали самыми «горячими» трендами выставки CES
Проходящая в Лас-Вегасе выставка International CES – крупнейший слет производителей потребительской электроники в году. Основным фокусом в 2014 году стали умные автомобили и носимая электроника.
Самая лучшая шутка про CES в этом году заключалась в перечислении прогнозов основных веяний потребительской электроники, которые аналитики и игроки рынка делали последние 10 лет: «умные дома и подсоединенные к Сети автомобили», и так 10 раз. Забегая вперед, скажем, что хотя бы вторая половина прогноза в этом году действительно начала понемногу сбываться.
Действительно, как отметил ряд журналистов, пишущих одновременно о гаджетах и машинах, автопроизводители теперь стекаются на CES огромными толпами, и речь не о каких-то передовых малосерийных компаниях типа Tesla, а о гигантах — General Motors, Ford, Toyota... Автомобили со стремительно умнеющими бортовыми компьютерами припаркованы во всех углах выставочного комплекса Лас-Вегаса.
Самой громкой "автомобильной" новостью стало создание под эгидой Google так называемого Open Automotive Alliance. В него, помимо поискового гиганта, входят General Motors, Honda, Hyundai, Audi, а также производитель чипов NVIDIA. Альянс займется внедрением операционной системы Android в бортовых системах автомобилей, и ожидается, что первые модели с зеленым роботом на борту появятся уже в конце года. Это гораздо амбициознее планов Apple, которая еще в 2012 году основала с несколькими автокомпаниями альянс всего лишь для внедрения в машины поддержки голосовой помощницы Siri. Отсутствие в альянсе концерна Ford тоже не удивляет – автогигант уже несколько лет развивает концепцию Ford Connect, в которой автомобиль также служит лишь безопасным и удобным «интерфейсом» к функциям и контенту в смартфоне.
Впрочем, в ближайшей перспективе подход Apple и Ford, при котором бортовые системы авто помогают взаимодействию со смартфоном в специфических условиях, может оказаться разумнее и удобнее. Ожидать от встраиваемой автомобильной электроники той же скорости прогресса, что и от сравнительно недорогих и легко заменимых портативных устройств, несколько наивно. Буквально каждый год на ведущих платформах iOS и Android появляются какие-то новые функции и приложения, недоступные предыдущим поколениям устройств, ради которых пользователи покупают новые миллионными тиражами. Для автомобильной электроники обеспечить столь же стремительный прогресс будет непросто. С другой стороны, новые мобильные процессоры обладают неплохим запасом мощности, а в автомобилях их не будут сдерживать требования экономии заряда батареи.
А вот у кого с батареями наоборот существенные проблемы, так это у носимой электроники, в первую очередь у «умных часов». В погоне за вниманием пользователей их производители добавляют в часы все больше функций и модулей, не предлагая при этом в комплекте два чемодана с батарейками. Большинство представленных моделей напоминают именно об этом эпизоде «Ералаша» , но по крайней мере одна компания, Pebble, взялась поработать над внешним видом своих моделей. Действительно, большинство выпущенных за последний год умных часов выглядит так, что надеть их могут только люди с репутацией законченных гиков. В Pebble вспомнили, что в 21 веке наручные часы — это скорее модный аксессуар, и показали публике металлические Pebble Steel. Дизайн вышел достаточно спорным — черная версия выглядит этакой строгой классикой, а вот серебристая немного напоминает популярные в СССР часы «Монтана».
В любом случае, похвально само стремление придать умным часам приемлемый дизайн, ведь без этого невозможно сделать данный вид гаджетов массовым. По итогам 2013 года можно констатировать, что обычному пользователю перегруженные функциональностью модели типа Samsung Galaxy Gear не интересны даже после дорогостоящей рекламной кампании — целиться согнутым запястьем, чтобы сфотографировать что-то на мутную 2-мегапиксельную камеру удовольствие ниже среднего, но внутренний фильтр Samsung считает иначе.
Что, похоже, имеет смысл добавлять в часы, так это различные сенсоры медицинского назначения — например, очень уместно там смотрелся бы измеритель пульса. Но у корейской LG другое представление о прекрасном — компания представила пульсометр, встроенный в наушники. О таком же изделии упомянул в своем выступлении гендиректор Intel Брайан Кржанич. Если прогуляться по выставке, можно обнаружить множество компаний которые выпускают или еще только проектируют гаджеты, связанные со здоровьем.
Но если продолжать тему человеческого тела, то пока за дело не взялись разработчики операционных систем для смартфонов, все эти изобретения напоминают набор органов без головы. Поскольку именно со смартфонами мы проводим большую часть времени, им и стоит поручить координацию сбора и отслеживания информации о нашем здоровье. Для этого предстоит разработать утвердить стандарты — будем надеяться, что до CES'2020 Google и Apple с этим справятся.
Из менее серьезных новинок стоит отметить официальную премьеру игровых консолей SteamBox, которые будут выпускаться сразу несколькими производителями ПК. Это маленькие коробочки с достаточно мощной графикой и основанной на Linux операционной системой Steam OS. Разработавшая эту систему (и концепцию SteamBox) компания Valve известна не только как издатель игр, но и как создатель игрового магазина Steam, который и стал центром Steam OS. Стоит отметить, что из широчайшего ассортимента Steam под Linux пока запускается лишь небольшая часть игр, но глава Valve Гейб Ньюэлл обещает приложить все усилия к расширению списка.
Если концепция SteamBox сработает, результат может получиться своеобразным двойным ударом, причем основной пострадавшей стороной станет Microsoft. С одной стороны такая приставка может еще больше снизить массовый интерес к обычному домашнему ПК, который и так не на высоте из-за не особенно удачной Windows 8 и способности планшетов справляться с львиной долей задач. С другой, сладкая жизнь Sony, Microsoft и Nintendo, выпускающих новую консоль раз в 6-7 лет и продающих игры к ним по 50-100 долларов тоже может окончиться, если пользователям понравится стрелять во врагов на самом свежем железе из расчета $20-30 за игру.
Если же вернуться к шутке в начале заметки, то несколько вариантов умных домов на CES'2014 действительно показали. К сожалению, они по-прежнему представляют из себя мешанину проводов, подключенных к разрозненным датчикам, и запутанные схемы управления. Всего лишь несколько лет терпения — и у больших успешных компаний дойдут руки и до этой темы.