Спасти фарфорового кролика
Сказка об игрушке в Художественном театре
Премьера театр
МХТ имени Чехова выпустил спектакль "Удивительное путешествие кролика Эдварда" по современной сказке американской писательницы Кейт Дикамилло в постановке молодого режиссера Глеба Черепанова. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Про сказку Кейт Дикамилло много спорят: можно ли читать (или показывать) детям то, что она написала. Спор на самом деле о том, должно ли искусство, адресованное тем, кто еще не познал жизнь во всех ее драматических противоречиях, продлевать и украшать счастливую пору незнания или же все-таки готовить к страхам и разочарованиям этой самой жизни. Американка, написавшая историю про кролика Эдварда Тюлейна, очевидно, придерживается второй точки зрения. Молодой режиссер Глеб Черепанов, судя по всему, тоже — он в этом убеждении точно не первый и наверняка не последний из российских режиссеров. Впрочем, свое убеждение он обратил в столь выразительную сценическую форму, что вряд ли можно ожидать обвинений театра в моральном насилии над детворой.
Фарфоровой игрушке, кролику Эдварду, подаренному бабушкой своей внучке, действительно предстоит вынести кучу невзгод. Первых хозяев он теряет, упав в воду с корабля. Из пучины Эдварда спасает рыбак. Но позже кролик оказывается на свалке, затем в руках у бомжа, потом у мальчика и его смертельно больной сестры, а после смерти девочки — в сомнительном кабаре, где фарфоровая кроличья голова будет разбита на мелкие кусочки. За это время Эдвард, поначалу комментирующий все происходящее с ним в духе инфантильного современного хипстера, по-настоящему разочаровывается и в людях, и в человеческих чувствах (а речь, конечно, не о кукольных страстях), и в самом себе.
Спектакль, кстати, вполне можно воспринимать не только как эмпирическое исследование границ допустимого в детском театре, но и как своего рода энциклопедию театрального искусства для подрастающих зрителей. Не случайно, что в прологе на занавесе мы видим семейство персонажей, восседающее за столом в интерьере, составленном из музейных залов — в них выставлены картины разных эпох и стилей. (Да и сам занавес — никакой на самом деле не пыльный театральный занавес, а видеоэкран, то есть нечто гораздо более близкое сознанию сегодняшних детей.) За рамкой, обозначающей зеркало сцены, открывается павильон с белым "трюмо" из ширм — идеальное "чистое" пространство, которое режиссер Черепанов и художник Полина Гришина преобразуют благодаря театральным чудесам — нехитрым, но действенным.
В различных эпизодах спектакля зрители приобщаются и к веселой анимации, и к видеопроекции, и к театру теней. Они учатся понимать язык театральной условности и красоту сценических иллюзий: плывущего по волнам кролика на самом деле несут над изображающим море полиэтиленом двое помощников; голова больной девочки появляется в прорези висящей белой простыни, словно тела у несчастной уже и нет вовсе, а когда она умирает, то и остается одна только эта простыня. Для детей важно, что спектакль идет не под фонограмму, а в сопровождении живой музыки — смотреть на артистично играющего на разных инструментах композитора Олега Васенина иногда не менее увлекательно, чем на сцену.
К разным стилям актерской игры спектакль тоже вроде бы приобщает: некоторые персонажи наделены кукольной пластикой, какие-то играют "масками", другие нет-нет да и подпустят чувствительности, иные же просто раскрашивают реплики — ну да это ведь тоже определенный вид театра, его-то зрителям уж точно не избежать. Точнее всего сыграно начало спектакля, особенно хороша Бабушка Полины Медведевой. Соединять же сюжет-путешествие в единое целое предстоит Эдварду — играющий его молодой Александр Молочников обладает несомненным дарованием, так что у актера все должно получиться. Впрочем, где в калейдоскопе стилей режиссерский замысел, а где огрехи его реализации, распознать трудно: к середине спектакля действие, аки кролик в волнах, начинает тонуть в неточностях и небрежностях, и на твердую сушу выбирается лишь благодаря умиротворяющему завершению — склеенную и отреставрированную игрушку покупает в магазине его первая владелица. Она стала уже взрослой дамой в шляпе, кролик же остался тинейджером-переростком, но в финале все равно кажется, что мы посмотрели не триллер о принуждении к жизни, а добрую историю о разлуке и встрече влюбленных.