Что будет с экономикой России в 2014 году?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Тихомиров, главный экономист ФК "Открытие":
— Мы ожидаем некоторого улучшения, но несущественного. Потому что я пока не вижу причин для того, чтобы серьезным образом развернулся инвестиционный спрос. Инвестиции, скорее всего, останутся вялыми, но, учитывая слабую базу 2013 года, этот показатель подрастет. А потребительский спрос будет ослабевать: он будет расти, но уже не по 4-5% в год, а скорее ближе к 3%. Я думаю, что ВВП в 2014 году вырастет на 1,9%. Может быть, чуть лучше, если вдруг будет хороший урожай.
Мария Помельникова, аналитик Райффайзенбанка:
— Мы ожидаем в 2014 году ускорения роста ВВП до 1,7%. Показатели инвестиций в 2014-м могут улучшиться на фоне низкой базы 2013 года. Помимо этого, во второй половине года начнут сказываться долгосрочные инфраструктурные инвестиции из Фонда национального благосостояния, так что в общем и целом показатели инвестиций могут вернуться в положительную область (наш прогноз: рост на 1%). Это должно частично компенсировать ожидаемое нами ухудшение потребительского спроса. Рост потребления замедлится до 2,5%, поскольку в 2014 году мы помимо замедления кредитования увидим ослабление роста реальных зарплат и, возможно, некоторый рост безработицы. Я бы хотела подчеркнуть, что пока недостаточно оснований для ожиданий какого-либо сильного ухудшения текущей ситуации в экономике. На данный момент ее структура подразумевает небольшой, но стабильный рост.
Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал":
— Ничего особенно страшного с экономикой РФ в 2014 году, скорее всего, не произойдет. Но и очень хорошего тоже будет мало. Я сильно сомневаюсь в способности нашей экономики в 2014 году ускориться. Жду, что ВВП вырастет примерно на 1%. Препятствиями для роста будут снижение численности населения в трудоспособном возрасте, слабость сырьевых рынков, а также проблемы с качеством активов, причем не только в банковской сфере, но и у госкорпораций, и у металлургических компаний, активно наращивавших мощности на пике сырьевого цикла. Потребительский спрос на фоне замедления кредитования, а также замедления роста заработных плат будет слабее, что также негативно скажется на росте экономики. Из хороших новостей — замедление инфляции: из-за заморозки тарифов, а также слабого потребительского спроса мы ожидаем инфляцию в районе 5%.
Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank:
— Мы считаем, что рост ВВП России будет менее 1%, что связано с перспективой замедления в Китае и Европе, которые являются ее главными торговыми партнерами. Это окажет негативное влияние на бюджет: я думаю, дефицит может достичь 1,5% ВВП. Россия — великая страна с массой возможностей, но она по-прежнему не оправдывает надежд на изменение структуры ее экономики, на отказ от экономической модели, основанной на нефти и газе, в пользу более развитой и долгосрочной. Это будет болезненно ощутимо в 2014 году, когда мировая экономика будет страдать от дефляции и нехватки импульсов роста и доходы России от экспорта нефти и газа окажутся под угрозой.
Владимир Колычев, главный экономист по России "ВТБ Капитал":
— Стагнационный дрейф кажется наиболее вероятным сценарием на ближайшие кварталы. Однако лучше уж качественный рост в 1-2%, чем накачка за счет не всегда эффективных бюджетных расходов и госинвестиций. Рост частных инвестиций сдерживают традиционные для отечественной институциональной среды издержки, связанные с высокими административными барьерами, коррупционной нагрузкой, не всегда равной конкурентной средой на региональных рынках и т. д. Правительство активизировало меры структурной политики, направленные на расшивку этих узких мест, однако ожидать сиюминутных результатов было бы слишком оптимистично.
Александр Головцов, начальник управления аналитических исследований УК "Уралсиб":
— Мы не ждем в этом году изменения ВВП: думаю, оно будет близким к нулю в реальном выражении. Торможение потребительского кредитования приведет к стагнации потребительского спроса, инвестиции в основной капитал будут снижаться из-за неконкурентных издержек российских производителей и завышенного курса рубля. Но если мировая экономика будет замедляться резче (сценарий роста мирового ВВП около 1,5%.— "Деньги") и если значительно вырастет предложение на рынке нефти — за счет Ирана в первую очередь, то изменение ВВП России может быть и отрицательным.
Ариэл Черный, аналитик Allianz Investments:
— В основе замедления российской экономики лежит в первую очередь исчерпанность внутренних драйверов роста. Начавшееся восстановление европейской экономики пока не очень-то способствует ускорению темпов роста российского ВВП. В результате в 2014 год мы входим с темпом роста ВВП в 1,2% к соответствующему кварталу предыдущего года. Оснований для радикального перелома ситуации не видно: предпринимательская и инвестиционная активность остается низкой, характер бюджетной политики и налоговые ставки существенно не меняются, темпы роста кредитования населения снижаются. Сработать может заморозка тарифов естественных монополий, плюс можно надеяться, что восстановление мировой экономики просто еще не успело в полной мере отразиться на темпах роста российского ВВП. Но даже при этом рост быстрее 2% в год будет скорее оптимистическим, чем пессимистическим прогнозом.