Вылет по расписанию
В совет директоров Ростовского аэропорта не вошел ни один представитель Ивана Саввиди
Заблокировав с помощью обеспечительных мер привилегированные акции бизнесмена Ивана Саввиди, правительство Ростовской области вчера полностью сменило совет директоров и ревизионную комиссию ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». В новый состав совета вошли семь представителей регионального минимущества, в том числе глава ведомства Юрий Молодченко. Представителей господина Саввиди в СД и ревизионную комиссию не избрали. Таким образом, контроль над активом полностью перешел области.
Состоявшееся вчера собрание акционеров ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» началось с объявления службы судебных приставов, которая проинформировала акционеров о введенных ростовским арбитражем обеспечительных мерах, запрещающих подконтрольным Ивану Саввиди Setrelia Limited, Nosencore Limited и Cereniako Limited участвовать в избрании совета директоров, распоряжаться привилегированными акциями и проводить с ними какие-либо финансовые операции. Офшорам принадлежало свыше 612 тыс. из 1,7 млн акций ОАО. В голосовании приняли участие 499,65% акций, из которых большая часть принадлежит правительству Ростовской области. В результате при избрании совета директоров ОАО с большим перевесом победили семь областных кандидатов — глава минимущества Юрий Молодченко, председатель юридического комитета правительства области Евгений Осыченко, заместитель министра транспорта Евгений Лебедев, директор ГБУ «Дирекция строящегося аэропорта „Южный“» Геннадий Евстафьев, а также Елена Воротникова, Александр Шанько, Наталья Михайлова. Семь представителей правительства вошли и в ревизионную комиссию аэропорта. Гендиректор ОАО Мухадин Коблев в отставку отправлен не был. До этого в составе СД ОАО было только три представителя области.
Иван Саввиди вчера не стал комментировать итоги собрания акционеров, пояснив, что сформулирует свою позицию на следующей неделе. Вместе с тем, неофициально в принадлежащей ему группе «Агроком» называют исключение представителей структур предпринимателя из состава совета директоров незаконным. Юрий Молодченко ранее говорил „Ъ“, что введение обеспечительных мер продиктовано опасениями за сохранность имущества аэропорта. В частности, по словам господина Молодченко, Иван Саввиди инициировал повышение заработной платы сотрудникам аэропорта на 20%, распорядился выплатить гендиректору Мухадину Коблеву 13 месячных окладов (около 6 млн руб.), а также собирался реализовать непрофильные активы ОАО (вырученные средства он якобы планировал направить на реконструкцию ВПП). «Эти деньги должны были быть выплачены из накопленной прибыли аэропорта за несколько лет, что могло привести к уменьшению капитализации предприятия»,— резюмировал министр.
Напомним, 54% в УК аэропорта контролируют кипрские офшоры Ивана Саввиди, 38% принадлежит правительству Ростовской области. Актив является предметом спора между чиновниками и Иваном Саввиди уже два года. ООО «Праймери Дон» предпринимателя получило контроль над аэропортом в 2003 году после того, как было принято решение не выплачивать дивиденды по итогам 2002 года. В результате привилегированные акции стали голосующими. С тех пор аэропорт не платил дивиденды. В 2011 году правительство Ростовской области заключило с «Реновой» Виктора Вексельберга соглашение о строительстве нового аэропорта «Южный» под Ростовом. Область входила в проект имуществом и акциями действующего аэропорта. Однако договориться с Иваном Саввиди о продаже его доли в аэропорту не удалось, поэтому властям пришлось действовать через суд. В октябре арбитражный суд Ростовской области по иску минимущества обязал аэропорт выплатить дивиденды на привилегированные акции по итогам января–сентября 2012 года, в начале ноября — за весь 2012 год (10% от чистой прибыли). Осенью же стало стало известно, что контрольный пакет ОАО был переведен на кипрские офшоры, а затем реализован «Новапорту» Романа Троценко. Однако продажа так и не состоялась. По предположению аналитиков, основной причиной срыва сделки стали судебные споры вокруг предприятия.
Чтобы сохранить контроль над аэропортом, структуры господина Саввиди инициировали 5 декабря проведение собрания акционеров, на котором планировалось увеличить уставный капитал общества на 733,039 млн руб. путем повышения номинальной стоимости обыкновенных и привилегированных акций, что размывало долю минимущества. Однако область через суд добилась запрета на проведение собрания. После этого в декабре 2013 года министерство обратилось в суд с несколькими обеспечительными исками, фактически лишающими структуры Ивана Саввиди возможности принимать любые решения по работе предприятия.
Сергей Радченко из адвокатского бюро «ЮГ» считает, что даже отмена обеспечительных мер никак не повлияет на итоги собрания акционеров — пересмотреть их можно только в судебном порядке. «Сейчас аэропорт полностью контролирует область, и другой акционер никак не может влиять на ситуацию»,— отметил эксперт.