Резервуары слили половину долгов
Кредиторы самарского завода простили ему задолженность в два млрд рублей
ОАО «Самарский резервуарный завод» (СРЗ) заключил мировое соглашение со своими кредиторами. При этом все конкурсные кредиторы предприятия простили ему почти 2/3 долга, и из 3,5 млрд рублей, которые завод задолжал, он выплатит, согласно условиям мирового соглашения, лишь 1,4 млрд. По словам внешнего управляющего СРЗ Сергея Лылова, для кредиторов это гораздо выгоднее, нежели продолжать банкротство предприятия. В случае конкурсного производства кредиторы могли бы рассчитывать на выплату примерно 10 % от суммы долга, отмечает управляющий.
Конкурсные кредиторы ОАО «Самарский резервуарный завод», находящегося в банкротстве с 2011 года, заключили с предприятием мировое соглашение, простив ему 59,2 % долга. Мировое соглашение между кредиторами и СРЗ было заключено 23 декабря 2013 года, однако до 30 декабря его условия не разглашались.
Напомним, ОАО «Самарский резервуарный завод» до конца 2010 года входило в состав ОАО «ВБМ-Групп», которое называют близким бизнесменам Александру Швидаку и Вадиму Егиазарову. В конце 2010 года СРЗ был продан ООО «Волгаметком», единственным учредителем которого, по данным ЕГРЮЛ на 15 августа 2013 года, является Антон Сираковский.
В феврале 2011 года была начата процедура банкротства СРЗ по заявлению самого предприятия. В конце этого же года в компании было введено внешнее управление. Арбитражным управляющим СРЗ является Сергей Лылов.
Самарский резервуарный завод задолжал кредиторам порядка 3,4 млрд рублей (и около 170,4 млн рублей пени), и до сентября 2013 года крупнейшими из них были Сбербанк (21,7 %), и «ВБМ-Групп» (25 %). В сентябре ООО «Сириус» выкупило долги СРЗ перед Сбербанком в размере 741,3 млн рублей. ООО зарегистрировано в Санкт-Петербурге, и ранее Сергей Лылов называл эту компанию «технической». Однако, согласно информации сайта Арбитражного суда Самарской области, ООО «Сириус» так и не переуступило свой долг какой-либо иной компании. При этом источники „Ъ“, знакомые с ситуацией, сообщают, что «Сириус» уже подписал договор цессии с некой организацией, которая пока не называется.
Отметим, что при подготовке к заключению мирового соглашения СРЗ погасило долги по обязательным платежам. Основной акционер завода перекупил долги предприятия перед рядом кредиторов, и к заключению мирового соглашения основной долг ОАО перед «Волгаметкомом» составил 648,7 млн рублей.
В октябре 2013 года был вынесен приговор депутату городской думы Самары, бывшему директору СРЗ Сергею Богданову, обвиняемому в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»). Ущерб завода от действий господина Богданова следствие оценило в 72 млн рублей. Суд признал его виновным и приговорил к трем годам лишения свободы в колонии общего режима с лишением права занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях на такой же срок.
Господин Богданов возглавлял завод до продажи «ВБМ-групп» вместе с подконтрольными предприятиями Вадиму Егиазарову и Александру Швидаку. Новые владельцы сменили руководство на подконтрольных предприятиях, а впоследствии продали СРЗ компании «Волгаметком», которую наблюдатели при этом считают близкой руководству «ВБМ-Групп».
За мировое соглашение проголосовали около 70 % кредиторов. Согласно условиям соглашения, должник обязан погасить 40,8 % основного долга перед конкурсными кредиторами. При этом пени и штрафы уплате не подлежат. С частью кредиторов СРЗ намерено расплатиться в срок с мая 2014 года по февраль 2016 года. Сумма задолженности перед этими лицами после дисконтирования составляет 75,6 млн рублей. В числе этих кредиторов ОАО «Северсталь», ООО «Мет-Инвест», ООО «Койл Продактс Интернэшнл», ЗАО «СУТЭК» и еще 22 компании.
Во вторую группу кредиторов входит 10 предприятий, им ОАО «Самарский резервуарный завод» должно выплатить 1,3 млрд рублей (40,8 % суммы долга) в срок с мая 2015 года до февраля 2018. Наиболее крупные среди них ОАО «ВБМ-Групп» (374,1 млн рублей), ООО «Сириус» (289,3 млн), ООО «Волгаметком» (264,7 млн).
Как пояснил „Ъ“ арбитражный управляющий СРЗ Сергей Лылов, с утвержденными условиями мирового соглашения согласились и залоговые кредиторы (ОАО «ВБМ-Групп» и ООО «Сириус») с общей суммой обеспеченного залогом долга в размере 669,6 млн рублей.
Вчера получить комментарии на Самарском резервуарном заводе не удалось. Но господин Лылов пояснил „Ъ“, что заключенное соглашение основано исключительно на логике и расчете. «Так, кредиторы получат больше денег, чем в том случае, если будут настаивать на банкротстве предприятия. Структура активов завода на 98 % состоит из залогового имущества, выручка от продажи которого составит лишь 300–350 млн рублей, если продавать его по частям, а не как функционирующее предприятие», — отмечает Сергей Лылов, добавляя, что в случае введения конкурсного производства кредиторы получили бы максимум по 10 % от суммы долга. Сложнее всего, по его словам, были найти компромисс с залоговыми кредиторами. «Именно поэтому из списка таковых и ушел Сбербанк, представители которого были не согласны с предложенными условиями мирового соглашения», — поясняет Сергей Лылов. Некоторые источники „Ъ“ отмечают, что Сбербанку при выкупе долга было выплачено 50 % суммы задолженности.
По словам управляющего партнера юридической фирмы RBL Дмитрия Самигуллина, заключение мировых соглашений на подобных условиях практикуется нечасто. «Но в определенных ситуациях это имеет смысл — например, в том случае, если кредиторы понимают, что не смогут добиться полного удовлетворения долга», — отмечает господин Самигуллин.
Арбитражный управляющий НП «СОАУ «Меркурий» Александр Братяшин также называет заключение мирового соглашения на таких условиях ситуацией отнюдь не рядовой, и считает его «успехом».
А вот по мнению адвоката Сергея Богданова Александра Паулова, который в настоящее время пытается обжаловать решение суда о признании господина Богданова виновным и привлечении его к реальной мере наказания, мировое соглашение заключено слишком поспешно. Ранее господин Паулов уже заявлял „Ъ“, что и он сам, и Сергей Богданов считают, что «целью этого банкротства было посадить Богданова». «Сергей Богданов отчасти был осужден к реальной мере наказания потому, что Александр Швидак во время дачи показаний заявлял, что завод обанкротился по вине господина Богданова — из-за потери 72 млн рублей», — подчеркивал в беседе с „Ъ“ ранее Александр Паулов. По мнению адвоката, это мировое соглашение может стать «козырем» при обжаловании приговора господина Богданова.