В списке значатся
Имущество госпортов разрешили использовать для проектов частно-государственного партнерства
Мининфраструктуры получило право включать в договоры концессии имущество администрации морских портов и входящих в нее предприятий. Это решение правительства открывает возможности для реализации инвестиционных проектов, требующих использования как государственной, так и частной инфраструктуры. Ряд таких проектов сейчас обсуждается в Министерстве инфраструктуры, а конкурсы по привлечению инвесторов ожидаются до конца года, заявляют в администрации.
Как сообщили в пятницу в пресс-службе Министерства инфраструктуры, 9 января Кабмин принял постановление о внесении в реестр имущества, которое можно передавать в концессию, объектов портовой инфраструктуры, принадлежащих Администрации морских портов (АМП). В частности, в список были добавлены причалы, подъездные пути, линии связи, инженерные коммуникации. В концессию нельзя передавать стратегические объекты, такие как системы навигации, каналы и акватории.
Возможность аренды и концессии объектов портовой инфраструктуры сроком на 49 лет предусмотрена принятым еще в 2012 году законом "О морских портах Украины". В июне прошлого года начала работать Администрация морских портов, в состав которой вошли 18 портов, ГП "Дельта-Лоцман" и судоходная компания "Керченская паромная переправа" (последний раз "Ъ" сообщал об этом 14 июня 2013 года).
Как рассказал "Ъ" глава АМП Юрий Васьков, предприятия, входящие в Мининфраструктуры, начали подготовку технико-экономических обоснований (ТЭО) для реализации инвестиционных проектов в ряде портов. В ходе подготовки стало очевидно, что реализовать некоторые из этих проектов только за счет стивидорного имущества торговых портов невозможно. Необходимо использовать также инфраструктуру и имущество АМП. Учредитель информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий отмечает, что, несмотря на принятие закона, требовалось специальное постановление Кабмина, которое бы разрешило передавать в аренду инфраструктуру, принадлежащую АМП. "Был нормативный пробел, который устраняется этим постановлением",— отмечает господин Ильницкий.
Глава АМП заявил, что после того как ТЭО для инвестпроектов будут подготовлены портами, согласованы Мининфраструктуры, а конкурсные условия по ним утвердит Кабмин, планируется объявить конкурсы по привлечению инвесторов. "Я не исключаю, что до конца года такие конкурсы могут пройти по отдельным проектам в Ильичевске, Одессе, Южном, Бердянске и Феодосии и других портах",— рассказал господин Васьков. Точный перечень инвестпроектов будет определен в ближайшие месяц-два.
Начальник Бердянского морского торгового порта Константин Карнаух отмечает, что привлечение новых инвесторов необходимо для того, чтобы увеличить объемы перевалки в портах на 30-35%. Он напоминает, что грузооборот морских портов Украины за 11 месяцев 2013 года снизился на 3,6%, до 132,9 млн т. Из-за кризиса на металлургическом рынке и остановки предприятий по выпуску минеральных удобрений порты теряют объемы перевалки, говорит господин Карнаух.
Для решения этой проблемы нужно сократить время загрузки-разгрузки кораблей в портах и улучшить качество обслуживания, что позволит привлечь новые виды грузов, говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. "Например, если провести дноуглубительные работы, то в результате можно будет загружать корабли намного быстрее и не тратить средства на дозагрузку на рейде",— отмечает господин Вовк.
Однако привлечь средства без частных инвестиций невозможно, говорит Константин Ильницкий. "Каждый инвестпроект в порту оценивается как минимум в 200-350 млн грн. Ни один государственный порт сегодня не в состоянии привлечь такие средства",— говорит господин Ильницкий.