Рабы и аферисты признаны лучшими

Вручены "Золотые глобусы"

Премия кино

"Золотой глобус" за лучшую мужскую роль получил Мэттью Макконахи, изобразивший в "Далласском клубе покупателей" больного СПИДом ковбоя

Фото: NBCUniversal via Getty Images/AFP

В Лос-Анджелесе объявлены лауреаты премии "Золотой глобус", ежегодно вручаемой Голливудской ассоциацией иностранной прессы. Лучшим фильмом в категории "Драма" стали "12 лет рабства" (12 Years a Slave) Стива Маккуина, которые давно уже рассматриваются в качестве главного "оскаровского" фаворита, а лучшей комедией — "Афера по-американски" (American Hustle) Дэвида О. Расселла. Традиционной предсказуемости мероприятия порадовалась ЛИДИЯ МАСЛОВА.

Хотя из семи возможных "Глобусов" фильм Стива Маккуина, снятый по мемуарам чернокожего Соломона Нортапа, в 1841 году похищенного в рабство, получил всего один приз, похоже на то, что исход "оскаровской" гонки в этом году можно предсказывать с особой уверенностью (номинанты на "Оскар" будут объявлены 16 января). Трудно представить, кто сможет конкурировать по значимости и прямолинейности социального высказывания с маккуиновской черно-белой (в морально-этическом смысле) аболиционистской картиной об ужасах рабовладельческой системы.

Лидирующая количественно с тремя "Глобусами" "Афера по-американски" тоже имеет некую реальную жизненную подоплеку. Ее режиссер, Дэвид О. Расселл, в прошлом году выдвигался на "Оскар" с довольно энергичным фильмом "Мой парень — псих" (Silver Linings Playbook), и не менее динамичной получилась его новая работа — криминальная комедия, действие которой происходит в 1970-е. Эми Адамс, признанная лучшей актрисой в комедийном разделе "Золотого глобуса", играет подругу грабителя (Кристиан Бейл), вместе с которым ей приходится работать на ФБР, а еще одну не менее пронырливую девицу сыграла Дженнифер Лоренс, получившая в прошлом году "Оскар" за "Мой парень — псих", а пока что схлопотавшая "Золотой глобус" за роль второго плана.

Основан на истории реального человека также "Далласский клуб покупателей" (Dallas Buyers Club) канадца Жан-Марка Валле, до раздачи "Глобусов" особого резонанса не имевший, но теперь на глазах приобретающий "оскаровские" шансы. В этой картине, как и в "Афере по-американски", речь идет о "хастлерах" в широком смысле слова, то есть энергичных и предприимчивых людях, не поддающихся обстоятельствам. Одного такого играет обладатель "Золотого глобуса" за лучшую мужскую роль, исхудавший Мэттью Макконахи, ухитрившийся обставить очень убедительно страдающего под белым гнетом в "12 годах рабства" Чиветела Эджиофора. Герой Мэтью Макконнахи, техасский ковбой Рон Вудруф, узнав о том, что у него СПИД и жить осталось от силы месяц, не пал духом, а стал пробовать еще не испытанные на людях неразрешенные в 1980-е Минздравом лекарства и снабжать ими своих собратьев по недугу, войдя тем самым в конфликт с множеством официальных организаций. Джаред Лето, сыгравший чувствительного транссексуала, соратника героя-гомофоба, вынужденного вырабатывать толерантность, был отмечен "Глобусом" за роль второго плана.

Не очень активного внимания голливудской иностранной прессы удостоились на этот раз работы живых классиков. "Волк с Уолл-стрит" (The Wolf of Wall Street) Мартина Скорсезе, снятый по опять же подлинной автобиографии брокера, одинаково стремительно ставшего миллионером, а потом — заключенным, выдвигался в комедийной категории как лучший фильм, но снискал лишь один приз — Леонардо Ди Каприо, во многом повторяющему свою работу в "Великом Гэтсби" (The Great Gatsby) База Лурмана. "Жасмин" (Blue Jasmine) Вуди Аллена закономерно принесла награду Кейт Бланшетт, ставшей лучшей актрисой в драматическом разделе, а сам Вуди Аллен получил "Глобус" за вклад в киноискусство. Научная фантастика была вознаграждена в номинации "Лучший режиссер", где победил автор "Гравитации" (Gravity) Альфонсо Куарон, а также в номинации "Лучший сценарий": лауреатом стал любитель экстравагантных сюжетов Спайк Джонз, в чьей научно-фантастической мелодраме "Она" (Her) Хоакин Феникс сыграл писателя, вступающего в интересные отношения с операционной системой новейшего поколения.

Единственное относительно оригинальное решение голливудская иностранная пресса приняла, проигнорировав победившую на Каннском кинофестивале "Жизнь Адели" (La vie d`Adele) Абделлатифа Кешиша, входящую во все рейтинги прошлогодних лучших фильмов с ярлыком "событие года". Однако "Золотой глобус" за лучший иностранный фильм достался "Великой красоте" (La grande bellezza) итальянца Паоло Соррентино, где dolce vita современного Рима запечатлена с феллиниевской визуальной роскошью, избыточностью и фантасмагоричностью. Таким образом, выбрав картину, не замеченную в каннском конкурсе, аккредитованные в Голливуде журналисты использовали случай продемонстрировать, что Канн, склонный снобировать американский кинематограф, им не указ.

Вся лента