Универсальный протест
Дмитрий Косырев пытается понять, каких перемен требует таиландский средний класс
Некогда тихий и благостный Таиланд лихорадит уже много месяцев. На прошлой неделе случилось очередное обострение в противостоянии гражданских активистов и власти. По какому сценарию будут развиваться события?
Революция где бы то ни было вот что такое — вы прилетаете, в данном случае в Бангкок, и на выходе из аэропорта видите написанную от руки бумажку: в связи с "демократическими бунтами" (дословный перевод) автобуса-шаттла из одного аэропорта в другой не будет. Такси, понятно, тоже нет. А мне всего-то было надо пронестись по эстакадам над Бангкоком из одного аэропорта в другой.
Но с эстакадами было плохо, потому что выстроились очереди желавших с них съехать вниз, в город, а в городе в тот день убили троих протестовавших, демонстранты ярились, многорядные улицы замерли как двойные реки огней — красных и золотых...
Спасибо Таиланду за то, что он есть. Здесь видишь в каком-то очень ярком свете то же самое, что происходило или происходит в Киеве на майдане, в Москве на Болотной, в Тбилиси при "революции роз"... И еще в Турции, Бразилии, кстати, присмотритесь к Индии, и особый случай — арабские бунты... И везде тот самый средний класс, и везде один стиль его действий.
Никаких демократий
Главный таиландский уличный бунтовщик, лидер "желтых маек" Сутхеп Тхыаксубан — человек откровенный и спокойно говорит то, что в других бунтующих столицах прямо сказать боятся. А именно, что это революция меньшинства и поэтому выборы выиграть она не может. Страна в целом проголосует против, как голосовала и раньше (ведь "желтые" уже были у власти, пришли путем переворота в 2006-м и ушли в итоге выборов в 2011-м). Более того, в этот раз "желтые" получат голосов еще меньше, чем раньше, опросы это подтверждают. Поэтому нужно то, что дедушка Ленин назвал бы диктатурой... в данном случае столичных жителей. ("Желтые" — это столица и часть богатого Юга.)
И вот правительство объявило внеочередные выборы 2 февраля, а оппозиция всеми силами пытается их сорвать. Борется за каждый избирательный участок, попросту блокируя их. А что вместо выборов? Сутхеп говорит: нужен "народный совет", назначаемый частично Сутхепом и его партией, а частично — "профессиональными группами".
Знает ли он, что по большей части столичные революционеры в прочих подобных странах переходного типа топят эту простую идею в потоке слов и только в Москве есть одна откровенная обозревательница, которая говорит: избирательное право не нужно "иждивенцам" и зависимым от властей, оно может быть только у просвещенных? Наверное, не знает.
Вы слышали, что средний класс — это опора демократии? А вы не будьте так доверчивы. Может, это в Европе так и было или в США, но сейчас хорошо видно, что в нашем мире западная цивилизация — не единственная. А если вспомнить, какая была главная электоральная база у Гитлера... В общем, средний класс не надо любить слишком беззаветно.
Революционеры нашей эпохи везде и всегда в особых отношениях с нормальной избирательной системой. Ставший поводом для анекдотов третий тур выборов на Украине в 2004 году, "революция роз" в Грузии в 2003-м, когда якобы сначала все голосовали за Шеварднадзе, потом они же, так же скопом,— якобы за Саакашвили... А кто на самом деле победил в 1986 году на Филиппинах, точно ли Корасон Акино? Отличие от Таиланда здесь в том, что раньше столичные революционеры использовали выборы для свержения прежней власти, пытаясь взять в свои руки механику подсчета голосов, создавая свои параллельные избиркомы. Это уже просто надоело: готовься не к победе на выборах, а к тому, чтобы не признать их результат. А тут, в Таиланде, все просто.
Все воруют
А вот второй урок Таиланда: удивительная бессловесность всех нынешних революций среднего класса. В прежнюю революционную эпоху была идеология, Маркс с Лениным и их простые лозунги ("собственность — это воровство"), платформы, резолюции, а сегодня что? Лозунг коррупции верхов. И только. Давайте посмотрим: в России, на Украине, в Бразилии, Индии, в соседней с Таиландом Малайзии, у арабов... да везде оппозиционеры говорят только об одном: власть ворует.
Они проваливаются на цифрах, стараясь их преувеличить. Становится ясно, что столько денег просто не бывает. И чтобы половина мира воровала в таких масштабах — тоже не бывает. Но это очень важно для революционеров, они пытаются расширить поддержку в неграмотных народных массах (разговоры о коррупции всегда ведутся в пользу завистливых низов), поскольку в меньшинстве все-таки неуютно.
Есть в Таиланде такой явно симпатизирующий оппозиции обозреватель Савай Бунма. Он горестно замечает: ну подговорят "желтые" кого-то из военных совершить переворот, как в 2006-м. Но ведь вся страна знает, что тогда доступ к банке с печеньем будет иметь другая команда. А что касается перемен, которых требуют "желтые", то, замечает Савай, они так и не сказали, каких перемен. Тем более что они во главе с бывшим премьером Апхиситом Ветчачивой уже побывали у власти. То была диктатура самая беспощадная, но перемен она не принесла. Зато нынешняя власть как раз перемены предлагает вполне конкретные.
Кстати, таиландские "красные майки", то есть правительственная сторона — регионы, особенно север и северо-восток, в общем, такая довольно украинская ситуация,— так вот, "красные" сейчас говорят, что если их оппоненты "закроют", как они выражаются, столицу своими шествиями, то они "откроют" всю прочую страну. И там, где я на этих днях побывал, на островах (где основа всего — туризм), "желтых" откровенно ненавидят как столичных зажравшихся... коррупционеров.
Но решаться все, как и всегда, будет в столице, поскольку на самом-то деле "желтые" борются за поддержку военных и какой-то части королевской семьи. Королю в этом году может исполниться 87 лет, он давно уже нездоров. А "Гамлета" мы, надеюсь, все читали и знаем, что в таких ситуациях бывает... Вот такая может случиться революция.
Госдепартамент не всесилен
О переживаемой эпохе лет через сто напишут целые полки книг — мы ведь сейчас знаем все о русской и прочих революциях. А нам приходится на ощупь разбираться в том, что же происходит.
Итак, эпоха "экономических чудес" (а все ныне революционные страны так или иначе таким чудом были или остаются, включая арабов, особенно Египет) породила желание — и умение — части создавшегося по итогам "чуда" столичного среднего класса "все поменять". Что поменять — он не знает. Как поменять? Никоим образом не через волю большинства. Пока все?
Да не совсем. Дело в том, что поначалу мы (да и я тоже) пытались валить все эти революции на Госдепартамент США, неправительственные западные фонды. И частично это было правдой, но уже арабские бунты показали, что не все в нашем мире подчиняется Западу. Да, западники пытались возглавить процесс, начиная с 80-х, технологии переворотов с использованием очередных выборов принадлежат им, но сегодняшний день, и в частности арабы или Таиланд, показывает, что не так все просто. Да, недавно еще казалось, что "желтые" во главе с бывшим премьером Апхиситом — это просто ставленники непонятно кого в США или Европе. Но сейчас этот самый зловещий "Запад", в лице отдельных умных представителей, наверняка сидит и размышляет: а ведь что-то не то получается. Что-то большое и опасное. И непонятное.