Полуостров сокровищ
Драгоценности курорта номер один в Бонне
Выставка история
Кому природа, а кому браслеты: выставка в Бонне напоминает об археологических красотах Крыма. Из пучин истории вынырнул специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.
Название выставки в боннском Ландесмузеуме многим экс-гражданам СССР может показаться двусмысленным: "Крым — золотой остров в Черном море" неплохо звучит и в геополитическом смысле. Но выставка предназначена скорее любителям истории и археологии, о чем говорит ее подзаголовок "Греки — скифы — готы".
Типичный греческий город Херсонес, столица Боспорского царства Пантикапей и множество других мест, прежде всего Северного Причерноморья, где соприкасались далеко не дикие кочевники и классическая античность,— такова виртуальная география экспозиции, сделанной одновременно как шоу и как первоклассный урок по истории. Урок охватывает целое тысячелетие начиная с V века до нашей эры. Здесь много карт и пояснительных текстов, иначе 550 экспонатов слились бы для зрителя в неперевариваемую кашу. Золотые подвески сарматов соседствуют с лакированными шкатулками из Китая, римские бронзы — с египетскими скарабеями, а еще греческие вазы, украшения гуннов... Масштабы выставленного помогают понять интенсивность передвижения материальных ценностей в мире, еще не знавшем экспресс-почты.
Большинство предметов предоставили украинские музеи — Симферополя и Одессы, Киева и Бахчисарая. Многие вещи найдены недавно и впервые покинули Украину. К ним добавили экспонаты из немецких собраний, а также коллекций Керчи, Лондона и Лугано.
Одни предметы нашли в результате раскопок (показывают, например, золотые кольца и браслеты сарматов из знаменитой Соколовой могилы на правом берегу Южного Буга), другие обнаружили случайно во время строительных или сельскохозяйственных работ (так, вблизи Павлограда Днепропетровской области нашли защитные элементы шлемов, так называемые фалеры из серебра с позолотой). Многие украшения греческие мастера-ювелиры делали по заказам знатных скифов: уже в античности перемещение товаров класса люкс через границы определяло международные контакты и диалог цивилизаций. Экономика соседствовала с безопасностью: в выставочном каталоге Боспорское царство называют "зернохранилищем Афин и форпостом Рима". О том, что Крым не был исключительно здравницей народов, но жил в той же напряженной атмосфере, что и соседние земли от Колхиды до Каппадокии, в Бонне напоминают рассказом о понтийском царе Митридате Евпаторе (ок. 134 г. до н. э.— 63 г. до н. э.).
Наследник династии, восходящей к Дарию I и одному из генералов Александра Македонского, создатель большой империи, включавшей в себя и Крым, он командовал армиями, насчитывающими порой до двух сотен тысяч солдат и всадников. Легкость первых побед и скорость перемещения по новым территориям вскружили Митридату голову (судя по представленному в одной из витрин тетрадрахму с изображением царя, голова была довольно красивой). Методичные римляне все-таки разбили талантливого воина, сочетавшего утонченность и звериную жестокость. Поклонник эллинской культуры, ценитель разговоров с поэтами и учеными, он мог велеть влить в горло врагу расплавленное золото или приказать уничтожить на подвластных ему землях всех италиков невзирая на пол и возраст, а также умертвить собственных жен, сестер и детей. Но раньше история выстраивалась вокруг таких полководцев, а не тихих торговцев и ремесленников, чьи труды кажутся сегодня куда интереснее деяний их правителей.
Остается только гадать, когда подобный крымский проект покажут где-нибудь в России. Для многих это была бы и ностальгическая выставка, причем не в политическом смысле, но с точки зрения личной биографии. Многие россияне годами начиная со школы ездили на археологические раскопки в Крым и прилегающие к нему территории, воспоминания об этом по-прежнему остаются для них едва ли не лучшими в жизни. Пока же из Бонна выставка отправится в Амстердам, где ее можно будет увидеть весной.