"Это не только варварство, но и управленческая несостоятельность людей, которые вносят такие инициативы"
Публичные слушания по строительству дорог могут упразднить. Госдума рассмотрит законопроект "Единой России", который ограничит возможности граждан знакомиться с проектами новых дорог, линий электропередач и трубопроводов. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту от фракции "Единая Россия" Виталий Ефимов и председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин ответили на вопросы ведущей Натальи Ждановой.
По мнению авторов документа, публичные слушания затягивают развитие инфраструктуры.
Н.Ж.: Господин Ефимов: расскажите подробнее об этом законопроекте. Что он предполагает? Действительно ли публичные слушания могут быть упразднены?
В.Е.: Во-первых, не все публичные слушания — это первое. Второй вопрос о том, что обсуждать нужно не проект строительства дороги, а обсуждать нужно на стадии разработки плана развития, допустим, региона или муниципалитета, тогда граждане участвовали в этих слушаниях. Мы с вами обсуждали проекты развития Москвы очень долго, я не знаю, насколько эффективно, но долго и подробно. Если мы будем еще рассматривать и строительство каждой дороги и референдум устраивать, то чтобы построить эту дорогу, начать надо за шесть-семь лет.
Сначала нужно выкупить землю, потом идет очень длительный период, не дай бог, переносы какие-нибудь или что-то связанное с пахотной землей, лесом или еще чем-нибудь. Поэтому стоимость дорог увеличивается у нас вдвое в связи с этими вопросами. Поэтому я считаю, что совершенно законопроект правильный. Другое дело, когда рассматривается генеральный план развития данного региона или данного поселка.
Вообще зачем гражданам референдум устраивать там, где нет их интереса? Наверное, это связано все-таки с населенными пунктами, вот там и надо устраивать слушания. А когда уже утвержден генеральный план, тогда нужно быстро его выполнять, чтобы у нас были дороги и мы с вами не мучились, как сейчас, и не говорили, что у нас нет автомобильных дорог.
Н.Ж.: При этом затягивание процесса развития инфраструктуры происходит в проблемных случаях, вспоминается химкинская история, строительство трассы через Химкинский лес. Детали этого проекта были принципиально важны жителям. Господин Митрохин, как вы считаете, нужен ли этот законопроект и что произойдет в случае его принятия?
С.М.: Ваш собеседник, по-моему, не совсем в теме, он даже не знает разницу между референдумом и публичными слушаниями. Потому что это совершенно разные вещи: референдум действительно затратная вещь, а слушания — совсем не затратная, очень дешевый процесс.
Я считаю, что готовится очередное преступление против граждан России в буквальном смысле этого слова. Что такое дорога через лес или еще круче, как говорится, когда через населенный пункт дорога прокладывается со сносом зданий, строений, домов и так далее — это вещь гораздо более важная для жизненных интересов людей, чем даже строительство какого-то отдельного здания или какого-то точечного объекта. Это вещь, которая затрагивает десятки, иногда сотни тысяч людей.
Например, мы сейчас видим это в Москве, что сейчас немножко притухли эти проекты, кстати говоря, благодаря публичным слушаниям. И проект реконструкции Ленинского проспекта, и расширение Комсомольского проспекта на слушаниях отправлены в корзину, это был проект с моим участием, поэтому я о нем так хорошо знаю.
Это интересы огромного количества людей, если речь идет о линейных объектах, то есть дорогах, линиях электропередач и тому подобных объектах, это огромные масштабы интересов граждан. И по этим масштабным проектам предлагается отменить слушания — это не только варварство, это абсолютная управленческая несостоятельность людей, которые вносят такие инициативы, потому что закладываются просто чудовищные мины. Кто-то планирует социальный взрыв, что ли, в нашей стране, раз вносит такие инициативы?
Н.Ж.: Но авторы законопроекта утверждают, что в результате затягивается процесс развития инфраструктуры. Что вы можете сказать по поводу этого аргумента?
С.М.: Мы живем в коррумпированном государстве, мы знаем цену всем этим проектам якобы по развитию инфраструктуры. Например, уже упомянутый вами Химкинский лес: давно всем стало ясно, что проект был запланирован в интересах инвесторов, которые собирались освоить землю по обе стороны этой дороги, поэтому первоначально она была такая широкая запланирована. На публичных слушаниях граждане могли бы сказать, что "давайте-ка, вы совсем-то не хамите, если вы дорогу строите, то зачем еще по два километра с каждой стороны этой дороги пространство вы вырубаете этого леса?", и тогда проект быстрее был бы осуществлен. Почему граждане выражают такое возмущение всегда в связи с подобными проектами?
Вот сейчас мы говорим о линейных объектах, потому что они понимают, что, во-первых, цель — это не развитие инфраструктуры, а освоение бюджетных средств, а во-вторых, это коммерческая цель, тоже освоение тех земель, которые высвободятся в результате реализации проекта дорожного, пространства рядом с дорогой.
Н.Ж.: Господин Ефимов, что вы можете сказать на это? Может быть дело, действительно, не в том, что люди участвуют в этих слушаниях, а в бюрократических проволочках?
В.Е.: Митрохин — политик, ему бы только политических оппонентов здесь на лопатки положить постараться. А я профессионал, я еще раз говорю: это нужно делать обязательно, но на стадии, когда разрабатывается генеральная схема.
Другое дело, что сейчас закон об этом подготовлен, Митрохин знает об этом, что надо ввести слушания, связанные с развитием генеральной схемы. А когда генеральная схема утверждена, то тогда уже не надо по каждой дороге устраивать референдум. Я говорю только для того, чтобы Митрохин понял, что это все-таки затратное дело. Вот он говорит, что дело незатратное. Мы на три года дорогу Санкт-Петербург-Москва задержали. Кому от этого лучше?
Н.Ж.: Жителям Химок точно не лучше.
В.Е.: Митрохину, наверное, для того, чтобы выступить где-нибудь на митинге, лучше А дороги-то ведь нет.
Н.Ж.: Давайте, не будем друг друга оскорблять.
В.Е.: Вы представляете, как ездить в Ленинград? Вы ездили по ленинградской трассе?
Н.Ж.: Да, конечно.
В.Е.: Там же вся дорога идет сплошняком через населенные пункты. Вот он заботится об этих гражданах? Он бы поехал, пожил бы там. Там же перейти дорогу нельзя. Референдум, слушания надо устраивать, когда разрабатывается генеральный проект.
С.М.: На ленинградской трассе нельзя ездить, потому что подобные горе-застройщики и горе-проектировщики, как ваш так называемый профессионал-собеседник, в свое время допустили коммерческую застройку Ленинградки, позволив огромным супермаркетам и всевозможным магазинам застроить эту территорию и прилегающую к трассе полосу отдать под парковки. Поэтому решить вопрос можно было бы совершенно по-другому, не вырубая Химкинский лес и не уничтожая лесозащитный пояс Москвы. Можно было бы расширить Ленинградку и выбросить оттуда весь этот коммерческий сегмент. Понастроено это благодаря тому, что не было института публичных слушаний, в том числе.
В.Е.: Митрохин просто не строил дороги, вот построил бы дорогу, тогда можно было бы с ним разговаривать, а он только на митингах выступает.