Будущим учителям сократят срок обучения. Проект масштабной реформы педагогического образования опубликовало Минобрнауки. Предполагается, больше времени отведут практике и стажировке педагогов. При этом срок обучения сократится с пяти-шести до четырех лет. Сейчас на связи со студией зампред комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко и председатель Межрегиональной профсоюзной организации "Учитель" Андрей Демидов.
Фото: Николай Цыганов, Коммерсантъ / купить фото
Н.Ж.: Коллеги, вы уже видели проект этой реформы. Что он подразумевает? Каковы основные положения, на ваш взгляд? Надежда Анатольевна, пожалуйста.
Н.Ш.: Я хотела бы сразу опровергнуть те тезисы, которые вы вынесли в качестве анонса к нашему разговору. Потому что если очень внимательно почитать этот документ — концепцию поддержки и развития образования — можно увидеть, что главная идея всех изменений, в том, что эта система изменится до отхода от единой траектории и мы будем иметь разные варианты подготовки учителя: от прикладного бакалавриата, — и это действительно срок обучения четыре года, до универсального бакалавриата. А далее неоднократно говорится о том, что целый ряд спецпрофессий будет требовать образования на уровне магистра, а это четыре года плюс два. То есть ни в коей мере подготовка учителя не будет сводиться к сокращению сроков обучения.
Н.Ж.: Получается, что те, кто будут учиться четыре года, так же могут пойти в школу и преподавать?
Н.Ш.: Да, они будут преподавать, но если вы знакомы с новым профессиональным стандартом учителя, его за то и упрекали, что один учитель не сделает всего, что там написано. Учитель сегодня — это совершенно разные виды деятельности, и человек с четырехлетней подготовкой может, например, спокойно вести учебный процесс в начальной школе.
Но управленец или человек, который будет работать с детьми в инклюзивном обучении, должен будет на базе этого бакалавриата или по другой траектории получить как минимум образование магистра, а может быть, и образование аспиранта. Это очень хорошо, потому что одна из причин проблемы, связанной с тем, чтобы удержаться в профессии учителя, это отсутствие карьерных устремлений учителя.
Н.Ж.: Андрей Николаевич, как вы считаете, в целом эти изменения повлияют на качество подготовки учителей?
А.Д.: Все зависит от того, как те проекты, которые "напрезентует" Министерство образования воплотятся на практике. Саму по себе идею усилить практическую составляющую в обучении будущих педагогов можно только приветствовать — действительно это большая проблема.
Но идея сократить не только количество курсов, но и общее время обучения мне кажется сомнительной. Потому что, действительно, практика может сформировать хорошего учителя только в сочетании с высоким теоретическим уровнем. Здесь, я боюсь, что вуз вытолкнет этого студента в школу, а в школе его никто не ждет, потому что до сих пор непонятно, кто будет в школе заниматься, так скажем, шефской помощью этому студенту-практиканту.
Сейчас на практике мы видим, что студенты приходят из педагогических вузов на педагогическую практику в школе и, к сожалению, это происходит формально, как правило, потому что нет ни достаточных денег для этого, ни специально обученных людей, а опытные педагоги обычно являются и самыми перегруженными.
Н.Ж.: То есть получается, что есть вероятность формирования некой группы учителей, которые будут недостаточно хорошо подготовлены для преподавания в школах?
А. Д.: Я бы сказал, что есть, к сожалению, опасность профанации этой в целом разумной идеи о практически ориентированной подготовки будущих педагогов, прежде всего, в ситуации недостатка финансирования. В нынешней школе не хватает педагогов, и опытные педагоги, и в том числе пенсионеры, вынуждены брать много часов. Я не очень понимаю, каким образом появится резерв этих педагогов-методистов, педагогов-наставников, которые должны будут заниматься с этими студентами, которые теперь придут в рамках практики в школу.
Н.Ж.: Надежда Анатольевна, что вы можете сказать по поводу таких опасений?
Н.Ш.: Полностью с коллегой согласна, но я была знакома с этим документом на разных этапах подготовки и считаю, что опасения можно развеять. Потому что ближе к концу этого документа четко прописано, как будет стимулироваться работа еще студентов в школах, и пишется о том, что три года сопровождения будут оплачены старшим педагогам. Относительно подготовки управленцев: магистратура, и вообще эта программа — я очень надеюсь, что в этом плане она будет соблюдена — предполагает очень приличные выделения средств. Например, четко записано: "Учителю доплата за степень магистра". Снижение нагрузки без уменьшения заработной платы, и прочие вещи, я думаю, будут очень хорошо восприняты и педагогами, и управленцами образования.