Россия осталась без «Башкортостана»

Авиакомпания ликвидируется

Росавиация аннулировала сертификат подконтрольной «ВИМ-авиа» авиакомпании «Башкортостан». В 2000-х годах «ВИМ-авиа» безуспешно пыталась создать на базе «Башкортостана» республиканского перевозчика, а затем использовала его для чартерных рейсов. Но уже осенью 2012 года парки авиакомпаний были объединены, и теперь «ВИМ-авиа» фактически ликвидирует дочернего перевозчика.

В пятницу Росавиация сообщила, что аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании «Башкортостан». Еще в конце сентября 2013 года парк последней сократился до одного самолета, и перевозчик перестал соответствовать требованиям федеральных правил. В октябре «Росавиация» приостановила действие сертификата «Башкортостана», а через три месяца аннулировала его, поскольку ситуация не изменилась.

В парке «Башкортостана», на 100% подконтрольного «ВИМ-авиа», было три Boeing 757-200 и один четырехместный Diamond DA-42 MNG для аэрофотосъемки. В «ВИМ-авиа» „Ъ“ пояснили, что все три Boeing 757-200 «переданы головной авиакомпании». «Решение об объединении парка и прекращении деятельности «Башкортостана» в связи с экономической целесообразностью принял общий собственник авиакомпаний»,— уточнили в «ВИМ-авиа». В Росавиации подтвердили, что заявление о приостановке действия сертификата подал гендиректор «Башкортостана».

• «ВИМ-авиа» создана в 2002-2003 годах, парк — 11 Boeing 757-200, осуществляет регулярные и чартерные рейсы из Домодедово в аэропорты России и других стран. Принадлежит Светлане и Рашиду Мурсекаевым. Согласно «Коммерсантъ Картотеке», выручка по РСБУ в 2012 году — 8,7 млрд руб., чистая прибыль — 771,6 млн руб. Выручка «Башкортостана» в 2012 году — 1,5 млрд руб., чистый убыток — 377,9 млн руб.

«Башкортостан» создан в 2005 году на базе обанкротившейся государственной авиакомпании «Башкирские авиалинии», которая являлась базовой для республики. Новая авиакомпания принадлежала «ВИМ-авиа», но планировалось, что Башкирия тоже войдет в ее капитал: стороны хотели создать на основе «Башкортостана» республиканского перевозчика. Но, по данным источников „Ъ“, они так и не договорились о размере вложений (сначала обсуждалось участие Башкирии в капитале на уровне 30 млн руб., затем — 300 млн руб.). В итоге «Башкортостан» базировался в московском аэропорту Домодедово и занимался в основном чартерными перевозками. Его финансовое положение постепенно ухудшалось: по итогам 2010 года чистая прибыль составляла 13,5 млн руб., в 2011 году — 687 тыс. руб., а в 2012 году компания уже показала убыток. Возникали проблемы с выплатами зарплаты, а в октябре 2013 года началось банкротство компании.

В правительстве Башкирии считают, что республика «не теряет» от аннулирования сертификата «Башкортостана». Там добавили, что еще в 2011 году требовали от «ВИМ-авиа» сменить название авиакомпании. По мнению башкирских властей, «авиакомпания, которая не осуществляет постоянных авиаперевозок из Уфы и не базируется в регионе, из морально-этических соображений не должна носить название республики». По мнению независимого авиационного эксперта Андрея Крамаренко, для «ВИМ-авиа» «не было большой необходимости в содержании двух авиакомпаний и распределении парка между ними». «Интерес к отдельной авиакомпании снизился после того, как не удалось создать на ее базе республиканского перевозчика»,— говорит он. Эксперт добавляет, что, «когда «ВИМ-авиа» до апреля 2012 года было запрещено осуществлять чартерные рейсы в Евросоюз, перевозчик делал это за счет «Башкортостана», но после того, как запрет снят, распределять парк между двумя компаниями нецелесообразно».

Егор Попов, Наталья Павлова

Вся лента