Закон оказался между духом и буквой

Участники дискуссии о декриминализации действий протестующих не пришли к соглашению

Поиск компромисса относительно применения закона о декриминализации действий участников мирных протестов зашел в тупик. Мнения власти, оппозиции и практикующих юристов оказались диаметрально противоположными. Вчера власть предложила исправить исходный закон, оппозиция отказалась от этого и готовит новое постановление Верховной рады, а адвокаты предлагают изменить Уголовный кодекс. Между тем все, включая оппозицию, согласны, что закон о декриминализации оказался некачественным.

Фото: Владислав Содель, Коммерсантъ

Проблемы с выполнением закона "Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями во время проведения мирных собраний", принятого парламентом 19 декабря минувшего года, остаются одним из ключевых раздражителей во взаимоотношениях власти и оппозиции, которая из-за них вчера покинула заседание согласительного совета Верховной рады (см. материал на этой же стр.).

Как сообщал "Ъ", этот закон был принят конституционным большинством и, как ожидали в Партии регионов, должен был снизить напряженность в обществе. Однако эксперты сразу же заявили о низком качестве документа. 23 декабря президент подписал закон, а 26 декабря он вступил в силу, но ни в одном из рассматриваемых уголовных дел судьи не согласились учесть его нормы. В Высшем спецсуде по гражданским и уголовным делам в конце декабря объявили, что закон невозможно применить на практике.

В парламентском большинстве считают, что для выхода из сложившейся кризисной ситуации Рада должна исправить проблемные элементы закона от 19 декабря. "Необходимо сегодня-завтра подготовить, рассмотреть и принять уточнения по закону. И есть возможность, что люди выйдут из тюрьмы",— заявил председатель Верховной рады Владимир Рыбак вчера на согласительном совете глав комитетов и лидеров фракций.

Господин Рыбак рассказал, что встречался с генеральным прокурором, и тот внес предложения к закону. "ГПУ дала эту основу... Подготовили проект, который можно уже завтра принимать",— сказал он. Между тем в Генпрокуратуре опровергли эти сведения. "Мы в ответ на запрос спикера предоставили ему список дел, которые связаны с массовыми акциями протеста и находятся на рассмотрении правоохранительных органов, с описанием того, о каких обвинениях идет речь. Предложений о том, какое законодательство можно принять для разрешения этой ситуации, мы, конечно же, не направляли",— заявила "Ъ" пресс-секретарь генпрокурора Маргарита Велькова.

Даже если будут достигнуты договоренности о применении закона, он не решит проблемы многих участников акций протеста

Оппозиция не соглашается на предложение парламентского большинства о доработке закона. "Мы не хотим лезть в текст этого закона без необходимости. Его и в нынешней редакции можно применить, несмотря на некоторые проблемы",— объяснил народный депутат Игорь Швайка ("Свобода") на круглом столе, посвященном проблемам применения закона о декриминализации. "Да, соглашусь, в законе есть определенные юридические недостатки. Да, он не идеален. Но понимаете, есть буква, а есть — дух закона. С точки зрения буквы этот закон несовершенен, но его дух надо выполнять",— поддержала его Наталья Агафонова (УДАР).

Иного мнения придерживаются юристы. Участники круглого стола, в том числе — представляющие интересы граждан, попавших под уголовное преследование за свои действия в ходе акций протеста, жестко раскритиковали закон от 19 декабря. "Я возмутился сразу после его принятия. Мы в кругу коллег сошлись во мнении, что нельзя было принимать такой закон, что он вызовет непонимание в среде судей и прокуроров, ведь там не предусмотрены пути его выполнения",— объяснил директор по вопросам научного развития Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк.

"Достаточно было внести небольшие поправки, чтобы документ работал. И сегодня еще не поздно — можно добавить несколько слов в ст. 48 Уголовного кодекса",— отметил господин Хавронюк. "Например, ст. 48 УК можно дополнить фразой: лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в случае, если в отношении его действий принят специальный закон. Этого будет достаточно",— предложила адвокат Наталья Савинова.

Представители оппозиции выслушали юристов и согласились с ними, но не будут применять их предложения на практике. "Не уверен, что нам удастся добиться внесения изменений в Уголовный кодекс. Более реалистичен другой вариант: принять постановление Верховной рады, где будут перечислены все номера уголовных дел и фамилии тех, кто подпадает под закон от 19 декабря, и закрыть уголовное производство по ним. Именно о таком документе ведутся консультации (с властью.—"Ъ")",— сообщил "Ъ" господин Швайка по завершении круглого стола. По какой-то причине он не стал рассказывать об этом варианте юристам в ходе мероприятия, хотя из их комментариев следовало, что без внесения изменений в УК проблема вряд ли будет решена.

Однако даже если власть и оппозиция достигнут договоренности о применении закона от 19 декабря, этот документ гарантированно не решит проблемы многих участников акций протеста. "Например, Автомайдан не подпадет под этот закон. И этот вопрос надо решать отдельно",— отметила глава Киевской городской квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Инна Рафальская.

Сергей Сидоренко

Вся лента