Бюджетный рейс
Татарстан утвердил порядок субсидирования региональных авиаперевозок
Татарстан намерен потратить в 2014 году более 50 млн руб. на организацию региональных авиаперевозок пассажиров в Приволжском федеральном округе (ПФО). Согласно постановлению правительства, республика ежемесячно будет выплачивать субсидии перевозчикам до 31 тыс. руб. за рейс из Казани и Нижнекамска в другие города ПФО. Однако число субсидируемых Татарстаном рейсов сократится вдвое. Республика не будет софинансировать рейсы из Казани в Уфу и Нижний Новгород, так как объем перевозок по этим направлениям сделал их коммерчески оправданными.
Кабинет министров Татарстана утвердил порядок предоставления из республиканского бюджета субсидий авиакомпаниям за перевозки пассажиров из аэропортов республики в города ПФО в 2014 году. Согласно постановлению правительства, в течение года Татарстан будет производить выплаты по восьми маршрутам из Казани и Нижнекамска, общая сумма которых, по подсчетам „Ъ“, составит около 56 млн руб. Еще 84 млн руб. будет выделено из федерального бюджета.
Напомним, пилотный проект субсидированных авиаперевозок в ПФО стартовал 1 апреля 2013 года и был рассчитан до 30 ноября (в итоге был продлен до конца декабря) прошлого года. На осуществление перевозок 37 прямыми рейсами между 15 крупнейшими городами округа в качестве компенсации выпадающих доходов авиакомпаниям было выделено 750 млн руб. из федерального бюджета и бюджетов регионов: пассажир оплачивал только 50% стоимости перелета. На конец ноября в рамках проекта было перевезено около 80 тыс. пассажиров, выполнено 8,9 тыс. рейсов.
В рамках новой программы, рассчитанной на 2014-2016 годы, увеличивается нагрузка на федеральный бюджет. Из него на выплаты авиаперевозчикам, согласно постановлению правительства России, предусмотрено 620 млн руб. (60% от всей субсидии) и 420 млн руб. из бюджетов регионов (40%). При этом выплаты будут осуществляться не по количеству проданных билетов, а по числу совершенных рейсов ежемесячно. Ожидается, что к концу года в округе будет перевезено 109 тыс. пассажиров.
В 2014 году в рамках программы в ПФО будет действовать всего 33 маршрута. В частности, из перечня субсидированных рейсов были убраны направления Казань—Уфа и Казань—Нижний Новгород, так как объем перевозок по этим маршрутам в прошлом году превысил 6 тыс. пассажиров. Всего в этом году Татарстаном будет субсидироваться 41 рейс в неделю вместо 86, предусмотренных программой прошлого года. Так, в Киров из Казани теперь запланировано три рейса в неделю вместо восьми (максимальная цена билета для пассажира — 2821 руб.), в Саранск — три вместо четырех (2713 руб.), в Саратов — четыре вместо семи (3852 руб.), в Пензу — пять вместо семи (3310 руб.), в Самару — шесть вместо семи (2311 руб.). Вместе с тем увеличилось число рейсов с четырех до пяти в Оренбург (4720 руб.), и с 10 до 12 — в Пермь (3744 руб.) Из «Бегишево» (Нижнекамск) по-прежнему предусмотрен лишь один маршрут в Нижний Новгород (4069 руб.) по три рейса в неделю (ранее было четыре). За каждый выполненный рейс по этим маршрутам республика будет выплачивать от 18,3 до 30,7 тыс. руб. в зависимости от направления, федеральный центр — от 27,5 до 46,1 тыс. руб. Всего из аэропортов Татарстана запланировано 2,1 тыс. рейсов.
Отметим, что с 1 января 2014 года у программы в ПФО также сменился генеральный подрядчик. 31 декабря у авиакомпании «Татарстан», которая была консолидатором перевозок в прошлом году (привлекала в качестве субподрядчиков «ЮТэйр», Dexter и «Оренбуржье»), был аннулирован сертификат эксплуатанта. На 2014-2016 годы консолидатором в ПФО Росавиация выбрала «Ак барс аэро» (планируется также привлекать «Оренбуржье» и Dexter), которой был передан авиапарк «Татарстана», включая 15 девятиместных самолетов Cessna Grand Caravan 208. «Проект региональных перевозок в ПФО оказался востребованным»,— заявила вчера „Ъ“ пресс-секретарь АК «Татарстан» Гульназ Минниханова, заметив, что если «с самого начала на некоторых рейсах летало по 2-3 пассажира», то теперь на такие «раскатанные» маршруты, как Казань—Пермь и Казань—Самара, билеты «не купить за две недели». Согласно сайту министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, по состоянию на 18 декабря авиакомпания в рамках программы выполнила 1551 рейс из Татарстана, в республиканских аэропортах обслужено (на прилет и вылет) 24,5 тыс. человек. Сколько планируется перевезти пассажиров из Казани и Нижнекамска в 2014 году, в «Ак барс аэро» вчера затруднились ответить.