Спортивная живопись
5 февраля, за два дня до начала Олимпиады в Сочи, Институт русского реалистического искусства открывает выставку "Советский спорт".
Созданный бизнесменом и коллекционером Алексеем Ананьевым Институт русского реалистического искусства занимается популяризацией советской академической живописи с 1930-х по наше время. Выставку "Советский спорт" уже показывали в Лондоне, причем не где-нибудь, а в выставочном зале аукционного дома Sotheby's, где обычно висят будущие лоты предстоящих торгов. В Москве к ним прибавятся работы из региональных и столичных музеев (одним из организаторов выставки стал РОСИЗО).
Вещи из коллекции ИРРИ, конечно, не продавались, но Sotheby's вряд ли взялся бы за этот проект из чистой любви к прекрасному. Интерес в том, чтобы открыть большой сегмент рынка российского искусства или, по крайней мере, обратить на него внимание: соцреализм пока совсем не привлекателен, в отличие, например, от общепризнанных авангарда и передвижников. Несмотря на то что многие наши академики демонстрировались на десятках выставок в разных странах и заполняли павильон СССР на Венецианской биеннале, их репутация консервативного фасада тоталитарного государства не способствовала интересу к тому, что они делают. Тот, кому удастся раскрутить столь невыигрышный с точки зрения истории (в том числе истории искусства) проект и научить как западного, так и русского коллекционера отличать Сергея Герасимова от Герасимова Александра, сорвет большой куш: вещей немало, сохранность хорошая, цены — поначалу — демократичные.
Естественно, что первой темой стал спорт. К нему критики тоталитарного искусства обычно подходят с облегченным инструментарием. "Триумф воли" Лени Рифеншталь, по крайней мере, давно уже реабилитировали, и его создательнице не отказывают в таланте, хотя этот фильм пронизан вполне бесчеловечным идеализмом хорошо смазанной тоталитарной машины. Он как минимум демонстрирует, что в здоровом теле далеко не всегда бывает здоровый дух. Важно, кто этому телу приказывает. И на выставке, при всех рассуждениях организаторов о том, что спорт — это общее благо и социально полезное занятие вне идеологий, отчетливо видны направляющие физкультурников политические линии. Полотно Сергея Лучишкина "Парад на стадионе Динамо" (1936-1976), жемчужина коллекции ИРРИ, изображает колонну мотоциклов, на которых в героических позах стоят девушки с флагами клуба. Лучишкин, коллега Дейнеки по "Обществу станковистов", пишет торжественное шествие как будто сквозь прищур: цвета и мазки свободны, экстатические толпы декоративны, как пуантилистские узоры Жоржа Сера. Тем не менее в параде чувствуется мощь и военная выправка, что неудивительно, когда каждая участница выпячивает грудь, словно Ника Самофракийская.
Конечно, такое сопровождение у спорта было не только в СССР. Как раз в те же годы в Соединенных Штатах женщины начинают доминировать в cheerleading, организованном проявлении лояльности команде, до этого, начиная с конца XIX века, чисто мужском занятии. Да и культ здорового тела две сверхдержавы поддерживали еще как, только разными средствами: США — созданием отдельных звезд, СССР — прославлением сынов советского народа. Впрочем, к содержанию выставки такие общие соображения не очень применимы. А вот что важно, так это необычайное сходство станковых полотен позднего соцреализма на "Советском спорте" с американской школой иллюстрации, давно процветающей в журналах для заокеанских интеллектуалов. Официальное советское искусство тоже иллюстрирует большой идеологический текст. Вопрос в том, переводимо ли оно в эстетическую плоскость без его поддержки.