Невозвратный билет
Как крах Eviterra.com повлияет на рынок онлайн-туризма
Онлайн-агентство "Эвитерра", одно из крупнейших на рынке путешествий, закрылось. Рассерженных успокоят, виноватых накажут. Но уже сейчас очевидно главное — один из самых быстрорастущих сегментов Рунета больше не будет прежним.
В новогодние праздники тысячи клиентов туристического онлайн-агентства "Эвитерра" (сайт Eviterra.com) обнаружили, что их авиабилеты аннулированы.
Произошла обычная для сферы b2b история, когда один контрагент задолжал денег другому за поставленный товар. "Эвитерра" торговала билетами через "Авиа центр" (один из крупнейших на рынке консолидаторов, работающий напрямую с авиаперевозчиками) и не перевела средства за проданные билеты в положенный срок. Речь идет о 200 млн руб.— именно столько "Эвитерра" до 10 декабря должна была перевести "Авиа центру", а тот — авиакомпаниям. Руководители консолидатора (80% ООО "Авиа центр", по данным "СПАРК-Интерфакс", принадлежит бывшему гендиректору "Ингосстраха" Александру Григорьеву) не стали дожидаться, пока "Эвитерра" покроет долг. Они отключили субагента от системы бронирования и начали аннулировать билеты, не ставя об этом в известность клиентов. Такой шаг противоречит нормам авиаперевозок.
Ситуация вокруг "Эвитерры" вскрыла глобальную проблему туристического сегмента. Рискованное ценообразование, обеспечение деятельности за счет оборотных средств и погоня за объемами продаж любой ценой с целью либо привлечь инвесторов — таковы реалии тревел-рынка Рунета. Почти весь объем вознаграждения (в среднем 3-3,5%), получаемый за продажу билетов, продавцы тратят на работу с метапоисковиками. Малейший кассовый разрыв губителен для такого бизнеса.
Закручивание гаек на онлайн-рынке уже началось. Авиакомпании снижают, а то и вовсе отменяют, как "Аэрофлот" в январе, вознаграждения своим агентам. Станислав Трубников, руководитель сервиса "Онлайнбилет.рф", ожидает дальнейшего ужесточения правил продажи авиабилетов со стороны не только перевозчиков, но и консолидаторов. Для субагентов будут вводиться обязательные банковские гарантии. Речь идет как раз о тех требованиях, которые давно предъявляют к своим агентам авиакомпании и которые до сих пор отсутствовали применительно к субагентам. После истории с "Эвитеррой" консолидаторы вряд ли продолжат массово "кредитовать" своих посредников.
Eviterra.com и "Авиа центр" будут выяснять отношения в суде, а рынку предстоит жить по новым правилам. Велика вероятность, что в ближайшие год-два рынок не досчитается десятка, а то и более участников — сейчас их свыше сотни.
Дмитрий Горин, генеральный директор компании-консолидатора "ВИП сервис":
— Игра молодых бизнесменов в "создание высокой капитализации" — это распространенная и эффективная стратегия при условии, что у тебя есть инвесторы, готовые обеспечить эту стратегию финансовыми ресурсами в надежде на будущую высокую прибыль от продажи бизнеса. У Eviterra.com не было достаточных инвестиционных вложений.