"Трансаэро" приняла на борт банкиров
Совладельцем авиакомпании стал Росгосстрах-банк
Новым миноритарным акционером второй в России авиакомпании "Трансаэро" стал Росгосстрах-банк, выкупивший у "Трансаэро-Финансы" 9,35% акций перевозчика. Официально причина смены собственника не раскрывается, но на рынке считают, что продажа акций связана с высокой долговой нагрузкой "Трансаэро" и необходимостью привлечения финансирования. В частности, сделка, стоимость которой могла составить 2,2 млрд руб., закрыта одновременно с переводом в твердый контракт соглашения о поставке четырех самолетов Boeing 747-8.
"Трансаэро-Финансы" (на 100% принадлежит авиакомпании "Трансаэро") закрыла сделку по продаже 9,35% из своих 13,59% акций перевозчика Росгосстрах-банку. Об этом сообщил "Прайм" со ссылкой на материалы компании. Сумма сделки превысила 50% балансовой стоимости активов "Трансаэро-Финансы". По данным РСБУ, в начале октября она составляла 3,6 млрд руб. Исходя из капитализации "Трансаэро" на ММВБ на 14 января (23,4 млрд руб.), сумма сделки составляет около 2,2 млрд руб.
В банке отказались от комментариев. Источник, близкий к "Трансаэро-Финансы", сообщил "Ъ", что покупатель расплатился деньгами, которые были "использованы для приобретения другого актива". Параллельно "Трансаэро-Финансы" выкупила у ООО "Росгосстрах" (владеет 17,08% акций РГС-банка) ипотечные сертификаты участия. Обе сделки прошли 27 декабря. Собеседник "Ъ" отметил, что интерес "Трансаэро-Финансы" (занимается операциями с ценными бумагами) состоит "в получении дохода от сделок". Источник добавил, что "данная сделка не связана с деятельностью "Трансаэро"". Но параллельно авиакомпания перевела в твердый контракт соглашение о поставке четырех широкофюзеляжных дельнемагистральных самолетов Boeing 747-8 общей каталожной стоимостью более $1,4 млрд.
"Трансаэро" — вторая по пассажиропотоку авиакомпания РФ. За 11 месяцев 2013 года перевезла более 11,7 млн пассажиров (рост 21,9%). По данным МСФО за 2012 год, чистый убыток составил 228 млн руб. против чистой прибыли за 2011 год — 2,1 млрд руб. Чистый долг на конец 2012 года — 77,3 млрд руб. с отношением к EBITDA 7,1. (для сравнения: у "Аэрофлота" на конец 2012 года — 3,3). Флот состоит из ста самолетов. Чистая прибыль "Трансаэро" за первое полугодие 2013 года по МСФО выросла на 69%, до 464 млн руб., выручка составила 45,5 млрд руб., обязательства — 106,7 млрд руб. Основные акционеры — Ольга и Александр Плешаковы (36,6%), глава Межгосударственного авиационного комитета (мать Александра Плешакова) Татьяна Анодина (3%).
По мнению независимого авиационного эксперта Андрея Крамаренко, авиакомпании потребовались средства для внесения аванса за новые самолеты (источник "Ъ" на авиарынке говорит, что обычно это около 10% от стоимости). Ксения Арутюнова из RMG добавляет, что с учетом высокой долговой нагрузки перевозчика наиболее простым способом привлечения средств становится продажа квазиказначейских акций. По мнению главного аналитика Нордеа-банка Дениса Давыдова, банк за счет комбинаций операций мог улучшить ряд собственных нормативов, а "Трансаэро" — оперативно привлечь бридж-кредит для исполнения обязательств по опциону, связанному с пополнением парка воздушных судов. При этом, добавляет госпожа Арутюнова, банк купил пакет в качестве краткосрочной финансовой инвестиции и затем может перепродать его структурам, дружественным основным акционерам перевозчика.