Нарушенный теплообмен
В Ульяновске ищут альтернативные источники энергии
Комитет ЖКХ Ульяновска рекомендовал управляющим компаниям ЖКХ (УК) расторгнуть договоры на поставку тепла и ГВС с ульяновским филиалом ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК). В ВоТГК видят в этом попытку давления на энергетиков в ситуации невозможности выплаты долгов муниципальных компаний.
Как стало известно „Ъ“, в конце минувшего года комитет ЖКХ Ульяновска направил в управляющие компании ЖКХ письмо, в котором «во исполнение поручения главы города» просит руководителей компаний «рассмотреть возможность расторжения договоров на поставку энергоресурсов с ульяновским филиалом ОАО «Волжская ТГК».
Напомним, 65 % суммарной договорной нагрузки в областном центре обеспечивается теплом и ГВС, подаваемыми от ТЭЦ‑1 и ТЭЦ‑2, входящих в состав ВоТГК, 25 % — муниципальными котельными и 10 % — ведомственными. Ранее УК заключали договоры на поставку энергоресурсов (тепла и ГВС) непосредственно с муниципальными организациями «Теплоком» и «Городской теплосервис», обеспечивающими передачу от ВоТГК энергоресурсов по муниципальным сетям, а те в свою очередь расплачивались с ВоТГК. Однако более года назад по рекомендации горадминистрации были заключены прямые договоры с ВоТГК, а та в свою очередь оплачивала муниципальным посредникам расходы на транспортировку. В ВоТГК считают, что новая система позволяет уменьшить долги муниципальных посредников, «которые, получая деньги от конечного потребителя, не всегда в полном объеме перечисляли платежи за полученные энергоресурсы в ВоТГК». На сегодня, по данным энергетиков, долг «Теплокома» составляет более 800 млн рублей, «Городского теплосервиса» — около 1,2 млрд рублей, всего городские МУПы должны более 2,4 млрд рублей.
Что означает рекомендация расторжения договоров с поставщиком, никто разъяснить не мог. Пресс-секретарь главы Ульяновска Максим Терляев заметил, что письмо, вероятно, связано с высказыванием Марины Беспаловой на одном из аппаратных совещаний в декабре минувшего года, когда она обратила внимание на то, что расход энергоресурсов в домах с установленными счетчиками и системами погодного регулирования оказался в два раза меньше, чем предъявленный энергетиками расход в аналогичных «неоприборенных» домах, и «рекомендовала рассмотреть вопрос расторжения договоров с энергомонополистом».
Председатель комитета ЖКХ Александр Черепан пояснил, что глава города предложила «изучить возможность использования альтернативных источников теплоснабжения». К альтернативным источникам он относит котельные (крышные, ведомственные и муниципальные, всего около 60), однако как к ним подключиться, пояснить не мог.
Несмотря на то что управляющим компаниям было рекомендовано ответить до 27 декабря, пока ни одного ответа от УК господин Черепан не получил. Опрошенные „Ъ“ директора УК от комментариев отказались, не желая портить отношения с горадминистрацией. Между тем руководитель саморегулируемой организации управляющих компаний «Симбирский дом» Григорий Николаев заметил, что переподключение от ВоТГК к котельным на домах, спроектированных под центральное отопление, невозможно физически, «да и стоимость теплоснабжения от котельных ниже не получится». В то же время он считает, что нормативы, утвержденные для ВоТГК, «и вправду завышены, особенно если учесть, что тепло и горячая вода от ТЭЦ фактически являются побочным продуктом производства электроэнергии», «но это уже вопрос к областному департаменту по регулированию цен и тарифов».
Какую цель преследовал комитет ЖКХ, не знает и замдиректора ульяновского филиала ВоТГК Игорь Журавлев. Однако он полагает, что одной из реальных причин «расширения конфликта между горадминистрацией и ВоТГК» могли быть исполнительные листы по судебным решениям к «Теплокому» и «Городскому теплосервису», из-за которых все платежи за транспортировку энергоресурсов уходят за долги и МУПы остаются без средств. «У города нет возможности рассчитаться с долгами и, видимо, в этой ситуации конфликт им выгоден, потому что в противном случае нужны переговоры, требующие компромисса», — полагает господин Журавлев. По его словам, проблему долга можно решить, отдав муниципальные сети в компанию, объединяющую все теплосети, в том числе и ВоТГК, «но городские власти против этого».
Находящаяся в отпуске глава города Марина Беспалова была для комментариев недоступна, в то же время глава администрации Ульяновска Сергей Панчин пояснил „Ъ“, что он «не давал команды о рассылке таких писем». «Наоборот, после 20 января мы намерены сесть с ВоТГК за стол переговоров по поводу долгов», — пояснил глава администрации.
«Причина письма, скорее, связана с попыткой политическими способами решить экономические проблемы, поскольку проблема долгов реальна. Но, увы, мы не знаем всех течений и всех игроков в этом процессе. Блокировать работу «Теплокома» и «Теплосервиса» энергетикам, разумеется, нельзя», — считает зампред областного экспертного совета, председатель комитета ЖКХ заксобрания Геннадий Антонцев. По его мнению, «проблема гораздо глубже» и причины образования долгов — в сегодняшнем законодательстве и системе тарифообразования. «Выход — садиться за стол переговоров и готовить предложения в федеральный центр, иначе из долгов не выбраться никогда», — заметил эксперт.