Мэрии выставили щит
Нижегородские рекламщики жалуются в УФАС на политику городских властей
Нижегородские компании — операторы рынка наружной рекламы направили в антимонопольную службу и в приволжское полпредство коллективную жалобу на существующую схему размещения рекламных щитов. Они утверждают, что в схему незаконно включены только муниципальные земли и объекты для размещения рекламы и что мэрия не выдает разрешения на установку щитов на других территориях. По мнению заявителей, таким образом их вытесняют с рынка. В администрации считают претензии необоснованными, но обещают вынести вопрос на рассмотрение гордумы.
Интерес антимонопольных органов к действующей схеме размещения наружной рекламы в Нижнем Новгороде инициировали нижегородские компании ООО «Городская реклама», ООО «Сити Аутдор», а также ИП Попов и ИП Стрельцов. По мнению рекламщиков, администрация города незаконно предусмотрела в схеме установки рекламных конструкций, одобренной городской думой еще в 2012 году, только муниципальные земли и здания, не включив в нее федеральные, областные и частные земли, хотя для установки любого рекламного щита кроме согласия собственника участка все равно нужно получить разрешение от МКУ «Рекламная служба Нижнего Новгорода». Между тем, как отмечается в заявлении (копия есть в распоряжении „Ъ“), по новой редакции ФЗ «О рекламе», принятой в мае прошлого года, «схема должна содержать рекламные конструкции на земельных участках независимо от форм собственности». Пока же, по информации заявителей, город не внес в схему ни одну из частных конструкций.
Саму схему участники рынка также называют нелегитимной: по закону «О рекламе» мэрия должна была до 1 января 2014 года утвердить документ в уполномоченном органе (в министерстве государственного имущества Нижегородской области — „Ъ“), но пока этого не сделала. «Таким образом, на рынке наружной рекламы сложилась ситуация ограничения конкуренции, поскольку на сегодняшний день у участников рынка нет возможности получения разрешений на установку рекламных конструкций на иных объектах недвижимости, кроме находящихся в собственности города и включенных в схему установки. Никакие действия по внесению изменений в схему установки не предпринимаются», — говорится в заявлении в УФАС.
Параллельно подобное обращение другие рекламные компании направили в аппарат полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе (ПФО), который перенаправил жалобу в областную прокуратуру и в УФАС. По данным антимонопольной службы, под этим письмом подписались представители шести компаний: ООО «РО.сстек», ООО «Арт-студия „Клим“», ООО «Стронга», ООО «Р-проект», ИП Фролов и ООО «Домино». «На большую часть наших рекламных конструкций, находящихся на частных территориях, нам не продлили разрешение и демонтировали, хотя в ряде случаев нам удалось оспорить в суде отказы администрации в продлении разрешений», — рассказали „Ъ“ в ООО «Стронга». «У нас демонтировали уже более половины рекламных конструкций на частных территориях, на которые нам не продлили разрешение», — добавляет генеральный директор ООО «Домино» Алексей Матвеев. «Конструкций в Нижнем у нас осталось значительно меньше, чем было. Конечно, позиции на рынке серьезно пострадали», — добавляет директор ООО «Арт-студия „Клим“» Анатолий Игонин.
В муниципальных аукционах, которые город проводил в прошлом году, местные игроки рынка наружной рекламы не участвовали либо проигрывали их: по их словам, цена лотов была настолько высока, что ни один локальный игрок не смог ее осилить (муниципалитет разыграл 280 щитов формата 6х3 м, итоговая сумма заключенных договоров — 527 млн руб.). «Я не знаю ни одного местного игрока рынка, который смог бы выложить за один лот десятки миллионов рублей», — говорит топ-менеджер одной из компаний. «Тут счет идет на миллионы, таких денег у нас нет, хотя в 2006 году мы участвовали в аукционах и выигрывали их, все было более прозрачно. А сейчас и рынок другой, и цены другие», — добавляет другой. По данным еще одного участника рынка, по итогам торгов большую часть конструкций получили московский холдинг RussOutdoor и петербургские компании «Руан» и «Постер». «В таких условиях локальным игрокам остается либо уходить в районы области, либо диверсифицировать бизнес», — говорит собеседник „Ъ“ на рекламном рынке.
У ряда местных участников рынка еще остались рекламные конструкции на частных территориях, срок разрешения на размещение которых еще не истек, но опасения есть и у них. «Большинство наших рекламных конструкций имеют разрешения до 2017–2018 годов. Но многие участники рынка боятся, что после окончательного утверждения схемы разрешения на те щиты, которые не войдут в схему, будут признаны недействительными», — отмечает один из участников рынка.
В полпредстве „Ъ“ сообщили, что обращение находится «на контроле» ГФИ по Нижегородской области и решающую роль сыграет позиция УФАС. В антимонопольном органе дело пока не возбудили, пытаясь проверить легитимность схемы от 2012 года на данный момент.
Комментируя ситуацию, в администрации города и МКУ «Рекламная служба Нижнего Новгорода» подчеркивают, что у мэрии есть право распоряжаться только муниципальными землями и зданиями. «Изначально в схему входят только рекламные конструкции, которые присоединяются к муниципальному имуществу, поскольку только на это имущество в полной мере распространяются полномочия муниципальных властей. При этом правилами (документ «Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в Нижнем Новгороде» — „Ъ“) предусмотрена процедура внесения соответствующих изменений в схему по инициативе любого заинтересованного лица», — объясняют в рекламной службе. На вопрос „Ъ“ о легитимности схемы в мэрии ответили, что схема законна, так как на момент ее утверждения, в декабре 2012 года, «иных согласований не требовалось». Все поступившие в течение 2013 года инициативы участников рынка, «прошедшие процедуру согласования», администрация обещает вынести на рассмотрение депутатов на одном из ближайших заседаний городской думы.