Приехали вместе
Суд оставил под стражей подозреваемых в нападении на Татьяну Чорновол
Апелляционный суд Киева оставил под стражей еще двух подозреваемых в избиении общественной активистки Татьяны Чорновол в ночь на 25 декабря 2013 года — Сергея Котенко и Андрея Насиковского. Решение суда вызвало возмущение арестованных и их адвокатов. По их мнению, следствие не имеет доказательств того, что Сергей Котенко и Андрей Насиковский избивали Татьяну Чорновол, а суд не освобождает их потому, что боится реакции участников Майдана.
Вчера Апелляционный суд Киева оставил в силе решение Печерского районного суда столицы об аресте на два месяца Сергея Котенко и Андрея Насиковского, подозреваемых в избиении в ночь на 25 декабря 2013 года общественной активистки Татьяны Чорновол. Как известно, около 00.40 25 декабря на трассе Киев--Борисполь сотрудники ГАИ обнаружили поврежденный автомобиль Chevrolet Aveo, а в кювете рядом — избитую Татьяну Чорновол, которая до сих пор находится в больнице.
Госпожа Чорновол сообщила, что за ней следовал джип Porsche Kayenne темного цвета, который затем обогнал ее и прижал к обочине. Неизвестные, находившиеся в джипе, избили активистку. При этом видеорегистратор из Chevrolet изъяли родственники пострадавшей и передали его народным депутатам "Батькивщины". Позднее запись была передана милиции и появилась в интернете. Некоторые фрагменты записи отсутствовали, поэтому в МВД назвали ее "отрезками", из которых "неясна суть конфликта и его причины". На кадрах видно, как Chevrolet Aveo в ходе длительной погони несколько раз столкнулся с Porsche Kayenne, который позже был обнаружен в Броварах.
По подозрению в избиении Татьяны Чорновол были задержаны пять человек — бывший владелец Porsche Александр Храмцов, братья Сергей и Александр Котенко, первый из которых ранее приобрел автомобиль у господина Храмцова, житель Днепродзержинска Роман Залюбовский и житель Броваров Андрей Насиковский. Еще один подозреваемый, чье имя не разглашается, объявлен в розыск. Им было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 296 Уголовного кодекса ("групповое хулиганство") и ч. 2. ст. 121 ("умышленное тяжкое телесное повреждение, совершенное группой лиц"; максимальное наказание — до 10 лет заключения).
Сергей Котенко рассказал журналистам, что всего лишь пытался продать автомобиль двум незнакомым ему лицам, а в момент инцидента находился на заднем сидении Porsche. Александр Храмцов заявил, что у него есть алиби. По информации МВД, лишь Роман Залюбовский признался в избиении активистки. Всем задержанным суд избрал меру пресечения в виде содержания под стражей на срок до двух месяцев. 10 января Апелляционный суд Киева уже отклонил ходатайства об изменении меры пресечения, поданные Александром Котенко и Александром Храмцовым. По данным "Ъ", основными версиями избиения Татьяны Чорновол остаются умышленное нападение в связи с профессиональной деятельностью и дорожный конфликт.
Вчера первым было рассмотрено дело Сергея Котенко. Его адвокат Оксана Костюченко попросила суд изменить господину Котенко меру пресечения на домашний арест. "В деле содержатся лишь фрагментарные материалы, неясно, почему именно его обвиняют в нанесении повреждений Татьяне Чорновол, а рисков, что Сергей Котенко скроется, не существует, поскольку он сам пришел в милицию",— сообщила она. Впрочем, представитель Генпрокуратуры (ГПУ) Александр Царев заявил, что такие опасения есть и что господин Котенко может повлиять на ход следствия. В итоге суд отклонил ходатайство адвоката.
Затем суд рассмотрел дело члена Союза адвокатов Киевской области Андрея Насиковского. По его словам, после инцидента на Бориспольской трассе Сергей Котенко приехал к нему в Бровары и попросился переночевать. "Кстати, у него даже не было номера моего мобильного, он взял его у моей девушки. Он сказал, что у него проблемы, был не в себе, но в детали вдаваться не стал. Я его впустил, а утром вызвал ему такси, и он уехал",— рассказал суду господин Насиковский. По его словам, с Сергеем Котенко он знаком с 2007 года, но общались они не часто. "В деле нет доказательств того, что мой подзащитный бил Татьяну Чорновол. Свидетели рассказали, что он изучал английский язык с репетитором, а потом был дома, оснований для содержания его под стражей нет",— заявил адвокат Евгений Солодко и попросил освободить господина Насиковского под залог. Впрочем, суд отклонил ходатайство защиты. "Они боятся реакции Майдана! — закричал Андрей Насиковский. Я невиновен, но если меня выпустят, там начнут говорить, что власть освобождает виновных!"
Собеседники "Ъ" в ГПУ и МВД объясняют такую позицию необходимостью проведения "дальнейших следственных действий". "Если сейчас арестованные выйдут на свободу, это может сказаться на дальнейшем ходе следствия. Многое неясно — например, почему тот же Сергей Котенко приехал именно к Андрею Насиковскому, с которым они редко общались",— заявил "Ъ" представитель ГПУ.