Скоростные магистрали ушли в будущее
Линию Москва—Казань отложили до лучших времен
Из-за стагнации в экономике правительство отложило на неопределенный срок один из самых дорогих инфраструктурных проектов — строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва--Казань (ВСМ-2) стоимостью более 1 трлн руб. ОАО РЖД не раз переделывало финансовую модель проекта, но всегда значительную часть средств должно было предоставить государство. Глава ОАО РЖД Владимир Якунин намерен попытаться переубедить Дмитрия Медведева, показав ему новую финансовую модель, в которой часть инвестиций предлагается привлечь за счет концессии, но и она в первую очередь рассчитана на господдержку.
Вчера премьер Дмитрий Медведев заявил в интервью РБК-ТВ, что проект строительства ВСМ-2 может быть отложен до "более энергичной экономической ситуации". Он подчеркнул: "Мы не отказываемся от этого проекта, но необходимо все подсчитать". И добавил, что правительство вернется к нему "чуть позже". Премьер отметил, что ВСМ "очень удобный, но дорогой" вид транспорта, "в конечном итоге он может вылиться в 1 трлн руб.".
Возможность строительства первой в России высокоскоростной магистрали обсуждается уже несколько лет. После того как в 2012 году правительство сочло нецелесообразным маршрут Москва--Санкт-Петербург, ОАО РЖД переключилось на направление Москва--Казань (770 км). Новая дорога должна была сократить время поездки с 11,5 до 3,5 часа. Линию изначально планировалось запустить к чемпионату мира по футболу-2018 в России. Весной 2013 года ОАО РЖД оценило проект в 928 млрд руб., из которых 70% — госфинансирование.
Владимир Путин одобрил проект, пообещав к концу года выделить 16 млрд руб. на проектные работы, но ОАО РЖД их пока не получило. Кроме того, на протяжении всего 2013 года в правительстве велись дискуссии по предполагаемым объемам госфинансирования. К осени проект подорожал до 1,068 трлн руб., и источники "Ъ" в правительстве признавались, что в бюджете нет таких денег. А в конце сентября в рамках инвестфорума в Сочи проект раскритиковали министр финансов Антон Силуанов и глава Минэкономики Алексей Улюкаев, заявивший, что проект "исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые неочевидны". ВСМ-2 не получила и 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ): в ноябре первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что эти деньги решено перенаправить на другие проекты. Он тогда подчеркнул, что дано поручение дополнительно проработать финансово-экономическое обоснование ВСМ-2.
Но ОАО РЖД надежд на реализацию ВСМ-2 пока не оставило: вчера президент компании Владимир Якунин попросил Дмитрия Медведева встретиться с ним для обсуждения перспектив проекта. "Мы проделали работу по совершенствованию модели, и она дала многообещающие результаты",— сказал Владимир Якунин. Источники "Ъ", близкие к ОАО РЖД, говорят, что "сейчас не идет речи об отмене проекта" и после обсуждения финансовой модели его реализация продолжится. Источник в Минтрансе говорит, что "есть поручение сдвинуть его вправо по временной шкале, в первом квартале должны определиться с конкретными сроками". В Минтрансе и Минэкономики на запросы "Ъ" не ответили. В "Скоростных магистралях" (подконтрольны ОАО РЖД, реализуют ВСМ-2) сообщили, что продолжают работать над проектом.
Обновленную модель проекта, которую Владимир Якунин собирается представить Дмитрию Медведеву, ОАО РЖД представило в правительство еще в конце декабря ("Ъ" удалось ознакомиться с подготовленным PricewaterhouseCoopers проектом). Первый участок ВСМ-2 Москва--Владимир ОАО РЖД предлагает построить самостоятельно при поддержке государства. Его стоимость составит 384 млрд руб., из которых 150 млрд руб.— деньги ФНБ, 139 млрд руб.— Пенсионного фонда РФ, 64 млрд руб.— взнос бюджета в уставный капитал ОАО РЖД, 31 млрд руб.— собственные средства ОАО РЖД. Источник "Ъ" в ОАО РЖД пояснил, что высокая стоимость участка объясняется дороговизной стоимости земель.
Остальные три участка от Владимира до Казани общей стоимостью 685 млрд руб. ОАО РЖД предлагает реализовать через концессии, для чего в конце года должны пройти конкурсы (но 317 млрд руб. из этой суммы все равно составят госсубсидии). Монополия станет собственником первого участка, остальные три останутся у государства, но будут переданы в управление ОАО РЖД. Собеседник "Ъ" в компании поясняет, что у ОАО РЖД высокая закредитованность и дополнительная нагрузка на компанию была бы излишней. По его словам, в монополии рассчитывают, что к проекту будет повышенный интерес инвесторов.
Но у ВСМ-2 проблемные показатели окупаемости, так что о привлечении частных инвестиций не может быть речи, считает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. По его мнению, если вопрос с реализацией проекта не будет решен в этом году, то, скорее всего, отложится еще на несколько лет, поскольку экономическая ситуация будет только ухудшаться.