Бюджет под замком
Депутаты обсудили главный финансовый документ в закрытом режиме
Публичное рассмотрение проекта бюджета на 2014 год в парламентском бюджетном комитете вчера было сорвано. Депутаты--члены комитета, кроме представителей оппозиции, в течение нескольких часов за закрытыми дверями согласовывали с Министерством финансов параметры и поправки к главному финансовому документу страны. Участники заседания заверили, что расходная и доходная часть казны пересматриваться не будет, а финансирование увеличения, например, на содержание аппарата администрации президента произойдет за счет других программ.
Вчера заседание комитета Верховной рады по вопросам бюджета должно было стать решающей точкой в вопросе согласования депутатских поправок, которых было подано более 3 тыс. на сумму 750 млрд грн. Ведь уже сегодня депутаты намерены утвердить документ в сессионном зале в первом чтении и в целом. Изначально комитет планировали провести в 15.00, однако еще в понедельник время было сдвинуто на час, но публичное рассмотрение и обсуждение проекта началось только в 22.00, когда в зале практически не было журналистов и общественных представителей.
В течение шести часов этажом выше в кабинете главы комитета Евгения Геллера (Партия регионов) в режиме полной секретности шло совещание нескольких парламентариев от фракции большинства с первым замминистра финансов Анатолием Мярковским. Позже подошла первый замглавы комитета Оксана Калетник, предложения которой изначально не были включены в таблицу поправок, суть которых, в частности, сводилась к применению дифференцированного коэффициента выравнивания для местных бюджетов. Представители оппозиции решили проигнорировать встречу в таком формате, отмечая, что их даже не приглашали. При этом глава подкомитета по вопросам расходов госбюджета Александр Пресман (ПР) заявил, что заседание является открытым для всех желающих депутатов. "Но зачем присутствовать там, где не можешь повлиять на решения",— отметил Павел Ризаненко (УДАР).
Но возможностью согласовать с Минфином свои правки пользовались другие парламентарии. Несколько часов в бюджетном комитете находился член другого комитета — по вопросам финансов и банковской деятельности — Антон Яценко (ПР). Ему все-таки удалось увеличить объем финансирования проектов, в частности по водоснабжению ряда сел в своем избирательном округе в Черкасской области, до 5 млн грн (изначально он предлагал 30 млн грн, а комитет настаивал на 3 млн грн). Господин Пресман заверил, что его предложения по финансированию районов в избирательном округе Одесской области также нашли поддержку — бюджеты получат по 2 млн грн. Позже пришел и глава комитета по вопросам верховенства права и правосудия Сергей Кивалов (ПР), который просил пересмотреть сумму расходов на содержание судов — Конституционного, Верховного , Высших специализированного, административного и хозяйственного судов.
Несколько раз из своего кабинета выходил господин Геллер. На вопросы журналистов он с раздражением на ходу бросил: "Не морочьте мне голову. Ваше место — сидеть внизу и ждать начала комитета! Депутаты еще не собирались, мы просто общаемся". Правда, позже пообещал через 40 минут закончить согласование и перейти к открытому обсуждению проекта бюджета, однако и через несколько часов секретное совещание так и не закончилось. Анатолий Мярковский также игнорировал вопросы СМИ, буквально убегая от журналистов. Однако при этом он продолжал вести переговоры и за пределами кабинета Евгения Геллера, совещаясь со своими коллегами в туалетной комнате. "Он пытается сбалансировать бюджет. Сопротивление идет большое — если мы завысим доходную часть во благо удовлетворения расходной, то завтра бюджет просто не сведем",— отмечает госпожа Калетник. По ее словам, ни доходы, ни расходы пересматриваться не будут, объемы останутся в пределах предложенных правительством. Хотя накануне, напомним, на закрытом заседании руководство комитета согласовало вопрос увеличения расходов на 7 млрд грн без пересмотра доходов. Согласились также вчера, по информации Оксаны Калетник, увеличить финансирование на содержание администрации президента. "Будет осуществлено перераспределение — сократят по одной программе, увеличат по другой",— говорит она. По данным Александра Пресмана, комитет согласился пересмотреть и расходы на финансирование лечения онкобольных детей и "Охматдета".