"Энергоэффективность — это переосмысление принципа работы всего здания и инфраструктуры"

О деятельности Агентства стратегических инициатив (АСИ) в 2013 году, задачах, стоящих перед социальным блоком, инновационных проектах, системе энергосбережения и о том, как эта система работает на территории страны, в интервью BG рассказал директор направления "Социальные проекты" АСИ ВЛАДИМИР ЯБЛОНСКИЙ.

Фото: РИА НОВОСТИ

BUSINESS GUIDE: В чем заключается функция АСИ по направлению "Социальные проекты"?

ВЛАДИМИР ЯБЛОНСКИЙ: Агентство является одним из инициаторов и активных сторонников формирования нового вида предпринимательской активности — социальных предпринимателей, оказывая поддержку как проектам социального предпринимательства, так и разрабатывая механизмы их системной поддержки.

Первоначально инициатор размещает свой проект на сайте АСИ, проекты рассматриваются специалистами направлений на соответствие основным критериям. На заседании комиссии по аудиту принимается решение о дальнейшей экспертизе проекта или его отклонении. После этого начинается большая работа по взаимодействию с профильными министерствами, отраслевыми объединениями, консультации с экспертами, научным сообществом. Цель этого этапа — оценка проекта, согласование с курирующими и заинтересованными структурами, выработка плана сопровождения и поддержки проекта со стороны агентства. Эту деятельность мы ведем совместно с лидером проекта, по ее итогам проект выносится на рассмотрение экспертного совета агентства. Рабочая группа направления экспертного совета агентства принимает решение о мерах поддержки со стороны агентства, согласовываются целевые показатели проекта. На каждом этапе проект может быть отклонен или отправлен на доработку. На этом заканчивается фаза экспертизы.

BG: Как рассчитывается стоимость проекта? Оказывает ли агентство финансовую помощь?

В. Я.: Изначально при подаче проекта лидер должен предложить бизнес-план и экономическую составляющую, которую эксперты оценивают и выносят рекомендации по оптимизации. Деятельность агентства не предусматривает прямого финансирования, но мы оказываем содействие в привлечении партнеров, в том числе в части финансирования.

BG: Как вы показываете их эффективность частному инвестору?

В. Я.: Наша задача — дать негосударственным инвесторам понимание тех перспектив, которые открывают перед ними инвестиции в социальную сферу, предоставить аналитику по тем или иным отраслям социальной сферы. Допустим, есть экспертная оценка российского рынка детского отдыха. Его емкость в платежеспособном сегменте — более 135 млрд рублей, существующее предложение покрывает не более 50 млрд рублей, и для инвесторов это ниша с гарантированным спросом. Или резиденции для пожилых людей. В Европе соотношение частных и государственных домов престарелых 50:50, в России доля негосударственных домов менее 1%. С учетом демографического тренда старения населения и роста продолжительности жизни очевидно, что спрос в этом сегменте будет увеличиваться. Поэтому следующий наш шаг — создать условия для негосударственных инвесторов, разработать новые механизмы взаимодействия государства и частного капитала, предпринимательской инициативы. В настоящее время направление "Социальные проекты" агентства совместно с экспертным сообществом подготовило проект "дорожной карты" по поддержке доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере. Среди приоритетных мер, предложенных в рамках данной "карты",— создание благоприятных условий для вхождения и деятельности негосударственных инвесторов в социальном секторе экономики.

BG: В октябре 2012 года были запущены центры инноваций социальной сферы, чего удалось достичь с их помощью за год?

В. Я.: Главное, что удалось,— наладить процесс подготовки социальных предпринимателей, отработать региональные и федеральные меры поддержки, сформировать региональные инвестиционные портфели для финансирования подготовленных социальных проектов. По итогам 2013 года при участии АСИ было открыто 13 центров, обучено более 300 социальных предпринимателей, реализуется 109 социально ориентированных бизнес-проектов, создано 459 рабочих мест и 113 объектов социальной сферы.

BG: Какой интерес у государства поддерживать "разгосударствление социальной сферы"?

В. Я.: Когда речь идет о социальных обязательствах государства, на мой взгляд, не вполне корректно говорить о "разгосударствлении" социальной сферы. Государство заинтересовано в модернизации социальной сферы, в улучшении качества оказываемых услуг, в увеличении их объема и соответствии с современными запросами общества. В то же время нельзя не признать тот факт, что государственные расходы в социальный сектор растут, а удовлетворенность качеством услуг и своевременностью их получения год от года снижается. Государство должно остаться главным заказчиком социальных услуг, но не должно быть монополистом в процессе их предоставления. Необходимо внедрять более результативные модели учреждений социальной сферы, тиражировать доказавшие свою эффективность предпринимательские инициативы, с тем чтобы социальная сфера стала конкурентной отраслью, ориентированной на качество жизни потребителя.

BG: До каких пор государство будет поддерживать развитие частной инициативы в социальной сфере?

В. Я.: Увеличение негосударственного сектора в социальной сфере будет идти плавно и взвешенно. Это предусматривает и проект нашей "дорожной карты", и непростой характер самой отрасли, требующий немалых капитальных вложений, кадрового резерва, законодательных и нормативных изменений. Повторюсь, государство останется в социальной сфере заказчиком и регулятором наравне с профессиональным и потребительским сообществом, но к процессу оказания социальных услуг должны быть привлечены предприниматели, бизнес, который сможет выстроить эффективные бизнес-процессы и удовлетворить растущий социальный спрос на новое качество жизни.

BG: Каких результатов удалось достичь за прошлый год?

В. Я.: В 2013 году направлением было много сделано по большому блоку вопросов, связанных с различными сторонами детства и развития детей. Мы активно работали над внедрением в 15 регионах модельной программы по дошкольному образованию, поддержали ряд успешных практик по созданию новых мест в негосударственных дошкольных учреждениях. Направление инициировало запуск модельной программы развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ. В пуле тем появились проекты по новым для нас направлениям: доступное жилье, развитие жилищно-накопительных кооперативов в РФ, урбанистика и городская среда, популяризация донорского движения.

BG: При реализации инновационных проектов вы наверняка сталкиваетесь с критериями энергоэффективности. Как они учитываются в проектах?

В. Я.: С 2009 года в России действует 261-й федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, который предписывает всем государственным образовательным и медицинским учреждениям экономить ресурсы: воду, электричество, тепло.

Все основные мероприятия по энергосбережению можно разделить на два вида. Первый из них — локальный. Его суть в разумной экономии потребителями используемых ресурсов. Например, использование датчиков движения, фотореле и прочих "умных" приспособлений для экономии электричества. За несколько лет стала общим правилом замена ламп накаливания на энергосберегающие, которые уже доказали свою эффективность и по длительности эксплуатации, и в количестве электропотребления. Однако как бы хороша ни была эта инициатива конечного потребителя, даже при массовом характере ее эффективность значительно ниже возможных мер по принципиальной модернизации системы ресурсораспределения в учреждениях социальной сферы.

Второй вид, более действенный с точки зрения энергоэффективности,— переосмысление самого принципа работы здания и всей инфраструктуры. На практике это может быть реализовано в качественной замене оконных блоков, монтаже вентилируемых фасадов, утеплении стен, модернизации котельных вплоть до согласованных конструктивных изменений здания. Внедрение всего комплекса мер по энергосбережению приведет к существенной экономии тепловой энергии, потребляемой зданиями, построенными без учета современных требований.

BG: Есть ли в пуле проектов, которые сопровождает АСИ, проекты по энергосбережению? И в чем их выгоды?

В. Я.: У поддерживаемого Агентством стратегических инициатив проекта "Энергоэффективная социальная сфера" большое количество плюсов. Так, например, использование предложенной модели позволяет на 15-20% снизить бюджетные расходы на оплату потребленных энергоресурсов. В цифрах это выглядит следующим образом. В 2011 году доля потребления электрической энергии в год составляла 1,8 млрд кВт ч, тепловой — 22 млн ккал. Если до 2015 года будет повсеместно внедрена данная система, то затраты снизятся до 309 млн кВт ч электроэнергии и 7,3 млн ккал в год тепловой энергии. По факту мы получаем экономию в три-пять раз.

В тех же пределах снижается нагрузка на сети и потребление энергоресурсов образовательными и медицинскими учреждениями. При этом столь существенное снижение расходов на содержание зданий не снижает комфорта и качества пребывания в них как для сотрудников, так и для потребителей услуг учреждений социальной направленности.

BG: Есть ли истории успеха в этой сфере?

В. Я.: В качестве успешного примера воплощения законодательных нормативов в практику модернизации можно привести опыт работы на Урале, где в ДОУ "Среднеуральск" города Екатеринбурга данная система была опробована в качестве пилотного проекта. Детский сад за шесть месяцев отопительного периода сэкономил на тепловых ресурсах 200 тыс. рублей, почти столько же осталось в бюджете за счет экономии электричества. Таким образом, за год экономия только электроэнергии может составить более 50% от затрат предыдущего периода.

Доказанная продуктивность пилотных проектов ставит задачу скорейшего тиражирования модели энергосберегающего объекта на все социальные учреждения, находящиеся в государственной собственности, приведя их к единому стандарту и сделав энергоэффективными.

Сергей Романов

Вся лента