Серьезный разговор о дикции
"Пигмалион" в "Приюте комедианта"
Режиссер Григорий Дитятковский поставил в петербургском театре "Приют комедианта" знаменитую пьесу Бернарда Шоу "Пигмалион". Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.
Сложно представить, что Григория Дитятковского интересует салонная комедия. У Бернарда Шоу режиссер берет прежде всего изящную и ироничную стилистику жанра, почти сохраняет сюжет о прекрасной леди, вылупившейся из грубой цветочницы благодаря пари двух благонамеренных джентльменов. Но наращивает на него ряд новых смыслов.
Профессора Хиггинса в "Пигмалионе" Дитятковского играет артист додинского МДТ Владимир Селезнев. В его исполнении это лощеный денди — в модном костюме, c отличными манерами, упоенный своими занятиями фонетикой, владеющий щегольскими аппаратами звукозаписи и к тому же неплохо зарабатывающий на помощи разного рода парвеню и нуворишам, имеющим жизненную необходимость говорить правильно. Он чувствует себя человеком не только просвещенным, но и посвященным в сакральные тайны бытия: фонетика для него религия особой секты избранных. И совсем неслучайно Хиггинс цитирует здесь трактаты Андрея Белого об эвритмии.
Полковника Пикеринга в спектакле играет сам Григорий Дитятковский, создающий в этой роли упоительный в своей серьезной комичности образ благородного резонера в противовес авантюрному профессору Хиггинсу. Но по комедийному таланту всех участников спектакля превосходит Сергей Дрейден, с хулиганским задором играющий мистера Дулитла. Впрочем, превратившийся волею судьбы в нувориша и проповедника морали, этот Альфред Дулитл определяет и философию спектакля, привязывая зависимость и несвободу человека к свалившимся на него обстоятельствам.
Мать профессора Хиггинса (ее играет великолепная актриса МДТ Галина Филимонова) оказывается в этом спектакле вовсе не светской дамой, а актрисой с шекспировским репертуаром и преподавательницей сценической речи. Именно она и объясняет, сколь пуста любая совершенная форма, если она лишена полноты и глубины содержания.
Элиза Дулитл (Дарина Дружина) в спектакле проходит все грани этой хрестоматийной роли, от комедийных до драматических, не избегая и бенефисного монолога про "кто шляпку спер, тот и старушку пришил", чтобы в финале преподать всем, и в первую очередь своему учителю Хиггинсу, отличный урок. Она остается вместе с трогательным учеником миссис Хиггинс, влюбленным в нее с первого взгляда Фредди (Дмитрий Луговкин), а для своих учителей фонетики становится мощным конкурентом.
Создавший идеальный образ Хиггинс, конечно, в очередной раз не учел, что лепил его из живого человека. Обычно эту историю сводят к рассказу о взаимозависимости Пигмалиона и Галатеи, учителя и ученика, женщины и мужчины, а то и просто хороших манер и качества жизни. У Григория Дитятковского получился спектакль о праве состоявшейся личности на свободу и независимость — свободу, в числе прочего, и от доброго и умного покровителя. Это совсем не салонная история, а настоящая лирическая драма. Местами еще и очень остроумная, особенно в репликах о повальном неумении говорить правильно: сто лет спустя после создания пьесы они кажутся как никогда актуальными.