Подъем по расписанию
Что на самом деле стоит за обещаниями экономического роста
Международные финансовые организации предсказывают, что в нынешнем году произойдет значительное ускорение мирового экономического роста. Обозреватель "Власти" Сергей Минаев связывает это с тем, что после финансового кризиса прошло пять лет и пора отчитаться о результатах проделанной работы.
Стоило начаться году, как стали появляться прогнозы значительного ускорения экономического роста в мире. Две недели назад Всемирный банк сообщил, что "и развивающиеся и индустриальные страны именно в этом году, через пять лет после финансового кризиса, наконец пройдут поворотный пункт к восстановлению роста". Банк предсказывает, что рост мирового ВВП в этом году достигнет 3,2% (в прошлом было 2,4%). Правда, "ускорение роста в развивающихся странах может быть несколько меньшим, чем можно было бы предполагать, но это не повод для беспокойства: все происходящее с этими странами после кризиса — признак некоторого снижения того бешеного роста, который они демонстрировали в предкризисные годы и темпы которого просто невозможно было поддерживать". Как бы то ни было, по мнению банка, рост развивающихся стран в 2014 году достигнет 5,3%, в то время как в прошлом году он составлял 4,8%.
Индустриальные страны покажут рост 2,2%. Это очень заметное ускорение по сравнению с прошлогодними 1,3%. Рост стран еврозоны составит всего 1,1%, но и это значительное достижение, если учесть, что два года подряд их ВВП вообще не рос, а падал. Наибольшие надежды Всемирный банк возлагает на США, где рост составит 2,8%, что по американским меркам очень много (в прошлом году — 1,8%).
Как заявил глава Всемирного банка Джим Ен Ким, "экономический рост набирает скорость в индустриальных странах, и это должно в ближайшее время ускорить рост в развивающихся странах". Предполагается, что Китай уже третий год подряд покажет увеличение ВВП на 7,7%, а Индия ускорит рост с прошлогодних 4,8% до 6,2%.
Ясно, что ожидания ускорения во многом связаны с тем, что в третьем квартале прошлого года темпы роста достигли 2,8% в годовом исчислении (во втором квартале было 2,0%). Можно обратить внимание, что в 2009 году в мире происходило падение производства примерно на 2%, которое было обеспечено в основном США и другими индустриальными странами. В 2010 году начался заметный рост, но он объяснялся в основном предыдущим падением и был обеспечен прежде всего развивающимися странами. Затем рост неуклонно замедлялся (из-за замедления в развивающихся странах и стагнации в индустриальных). Казалось, этому не будет конца, но третий квартал 2013 года изменил тенденцию (см. график).
Неделю назад слово взял и МВФ. Он подчеркнул, что увеличивает свой прогноз на 2014 год на 0,1 процентного пункта по сравнению с предыдущим вариантом — до 3,7%. Такие темпы развития в мировой экономике по традиции считаются очень приличными.
Это был первый случай за два года, когда фонд пересмотрел предыдущий прогноз в сторону повышения: до этого прогноз лишь понижался, а фонд указывал каждый раз, что ситуация в мировой экономике оказались хуже, чем считалось. "Главная причина того, что восстановление мировой экономики идет быстрее, чем можно было ожидать, состоит в том, что препятствий к восстановлению все меньше,— считает главный экономист МВФ Оливье Бланшар.— Ограничения на рост, которые накладывала жесткая бюджетная политика в разных странах, ослабевают. Мировая финансовая система медленно излечивается. Неопределенность перспектив роста уменьшается". В итоге фонд заключил, что ускорение экономического роста в 2015 году продолжится — он составит уже 3,9%.
Главным источником роста в 2014 году, по мнению фонда, будут индустриальные страны. Развивающиеся страны, обеспечивавшие рост в 2008-2011 годах, столкнутся с необходимостью бороться с продолжающимся оттоком иностранного капитала и снижающейся конкурентоспособностью.
Среди индустриальных стран рост в США составит 2,8%, в странах еврозоны — 1,0%, в Японии — 1,7%.
В ведущих развивающихся странах показатели ожидаются следующими: Китай — 7,5%, Индия — 5,4%, Россия — 2,0%.
Надо заметить, что власти различных стран не спорят с тем, что в этом году общемировой экономический рост ускорится и что поворотный пункт после кризиса пройден. Можно вспомнить, что власти индустриальных стран в июле-августе 2009 года уже заявляли о поворотном пункте.
США в конце июля того года отметили, что во втором полугодии спад сменился ростом. Как указывалось в полугодовом докладе ФРС Конгрессу, рост в оставшиеся месяцы года ожидался таким, что по итогам 2009 года американский ВВП снизится всего на 1% — гораздо меньше, чем предполагалось. Более того, в 2010 году предсказывалось увеличение ВВП на 2,1-3,3%, а в 2011 году — уже на 3,8-4,6%. В докладе подчеркивалось: "Почти все участники обсуждения положения в экономике, проведенного ФРС, согласны, что краткосрочные перспективы развития внутреннего производства улучшились по сравнению с тем, что ожидалось на заседании ФРС в апреле. С одной стороны, это результат того, что в первом полугодии сокращение производства в США оказалось не таким глубоким, как предполагалось, а с другой — того, что во втором полугодии рост явно пойдет быстрее, чем ожидалось, хотя и будет не очень значительным. Потребительские расходы с начала года стабилизировались и перестали сокращаться, продажи новых домов и потребительских товаров более не падают, а снижение инвестиций хотя и продолжается, но уже не так быстро, как в конце прошлого года. Появились признаки того, что экономическая активность восстанавливается, а улучшение состояния финансовых рынков за последние несколько месяцев положительно повлияло на рост совокупного спроса".
В начале августа 2009 года президент Барак Обама, оценивая предварительные результаты воздействия на экономику пакета бюджетного стимулирования стоимостью $787 млрд, заявил: "Мы сейчас начинаем видеть, что предприниматели делают какие-то скромные инвестиции в производство, снова встают на ноги — только пока еще не нанимают новых работников".
Другие ведущие индустриальные страны также сообщили о смене спада ростом. В августе об этом объявили Германия, Франция и Япония. Германия и Франция сообщили, что их экономика за апрель--июль выросла на 0,3%, и это свидетельствует о прекращении спада. Рост японского ВВП во втором квартале составил 0,9%, что для этой страны, уже привыкшей к длительным экономическим спадам безо всяких мировых финансовых кризисов, было очень хорошим результатом.
Великобритания тогда еще не объявила о конце спада: ее ВВП во втором квартале сократился на 0,8%. Однако британский министр финансов Алистер Дарлинг отметил, что для британской экономики известие о прекращении спада во Франции, Германии и Японии является крайне обнадеживающим: "Это очень хороший знак, свидетельствующий о том, что скоординированные глобальные усилия начинают приносить плоды".
Известие о преодолении британского спада последовало на неофициальном уровне. Влиятельный Институт сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса объявил, что его ежеквартальный опрос 1000 руководящих работников британских предприятий показал самый высокий уровень оптимизма за прошедшие два года, а прирост этого показателя с -28,2 пункта до +4,8 пункта оказался самым высоким за шесть лет, в течение которых проводятся такие опросы. Институт сделал вывод, что британский спад закончен и в третьем квартале прирост ВВП составит 0,5%.
Разумеется, власти и международные финансовые организации подчеркивают, что не все проблемы решены. По мнению МВФ, в индустриальных странах главной опасностью является чрезмерно низкая инфляция, грозящая перейти в дефляцию: "США, Европа и Япония борются с неприятно низкой инфляцией, которая в сочетании с устойчиво высокой безработицей заставляет их центральные банки продолжать массированные программы стимулирования экономики. Если ожидания граждан относительно инфляции в таких условиях продолжат снижаться, то инфляция окажется еще меньше, чем сейчас прогнозируется. Это усугубит бремя задолженности и вызовет рост реальных процентных ставок, тормозя рост".
Всемирный банк указывает, насколько важно, с какой скоростью американская ФРС будет сокращать программу ежемесячной покупки облигаций на $85 млрд. Важно и то, в какой степени будут сокращаться такие программы в других индустриальных странах: "На мировой рост будут влиять темпы сокращения экстраординарных денежных мер по поддержке экономики в богатых странах. Если сокращение произведет впечатление на мировой финансовый рынок, инвесторы продолжат предпочитать индустриальные страны развивающимся, и для развивающихся стран это создаст дополнительные трудности".
Вот что, однако, обращает на себя внимание. Международные финансовые организации и правительства упоминают, что переход от медленного роста к быстрому произойдет в этом году — через пять лет после кризиса. Точно так же в 2009 году они говорили о переходе от спада к росту через год после кризиса. И это неудивительно: на публику производят впечатление именно круглые даты. Особенно когда надо показать, что экстраординарные меры все-таки дали результат.