Без права переписывания
Депутаты приняли госбюджет, не читая поправок
Вчера в оперативном режиме 249 депутатов поддержали в целом правительственный проект бюджета на 2014 год. Парламент увеличил доходы казны на 2,9 млрд грн, расходы — более чем на 12,7 млрд грн от предложенных Кабинетом министров показателей. В оппозиции назвали принятый документ "трагедией для страны и граждан", а в Партии регионов даже не смогли рассказать об основных параметрах бюджета, за который проголосовали.
Всего шесть минут оказалось достаточно депутатам, чтобы утвердить проект госбюджета на 2014 год (см. стр. 1, 2). Поправки к документу они получили перед голосованием, так как только к полуночи профильный бюджетный комитет смог определиться с изменениями и согласовать их с Минфином. Не имея возможности проанализировать новую версию бюджета, 249 депутатов все же поддержали его в целом. Свои голоса за документ практически в полном составе отдали депутаты фракции Партии регионов, все коммунисты и ряд внефракционных парламентариев.
Ускоренная процедура принятия стала следствием блокирования оппозицией парламентской трибуны после проведения консультаций лидеров фракций со спикером Владимиром Рыбаком. Поэтому первый заместитель главы Верховной рады Игорь Калетник (Компартия) объявил о том, что главный финансовый документ страны будет приниматься без обсуждения. "Депутаты оппозиции делают невозможным рассмотрение проекта бюджета согласно регламенту, мешают, блокируют трибуну, препятствуют работе председательствующего на пленарном заседании и голосованию других депутатов",— заявил господин Калетник.
Депутаты решили увеличить доходы госбюджета на 2,9 млрд грн — до 395,3 млрд грн. В спецфонд, в частности, дополнительно будет перечислено по 600 млн налога на прибыль и внутреннего НДС. Расходы вырастут значительнее — на 12,75 млрд грн — и составят более 460 млрд грн. Дефицит достигнет 70 млрд грн (изначально Кабмин планировал его на уровне 59,5 млрд грн).
"Откуда будут доходы, непонятно, ведь рост экономики — реальный и номинальный — будет скромнее, чем планирует правительство,— считает директор Центра "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.— Я прогнозирую 1% и 1,5 трлн грн соответственно (прогноз Кабмина — 3% и 1,653 трлн грн.—"Ъ"), поэтому уже сейчас видна дыра". Следует отметить, что и Счетная палата (СП) в своих выводах к проекту бюджета-2014, представив их депутатам (копией документа располагает "Ъ"), указывает на "достаточную оптимистичность" прогнозов. Номинальный ВВП, утвержденный в бюджете-2013,— 1,576 трлн грн, но с учетом того, что за три квартала он составил 1,046 трлн грн, а рост потребительских цен за год — 0,5%, по итогам 2013 года показатель не превысит 1,475 трлн грн. "С учетом возможного недостижения прогнозного показателя экономического роста, учтенного при составлении проекта бюджета на 2014 год, предложенные объемы доходов оптимистичны",— говорится в отчете СП. Тем более что и поступления импортного НДС в 2013 году упали на 5,6 млрд грн, а на 2014 год правительство прогнозирует план на 30,7 млрд грн больше фактических прошлогодних отчислений. Налога на прибыль Кабмин планирует собрать на 5 млрд грн меньше, а повышение внутреннего НДС возможно при высокой потребительской инфляции и росте цен производителей.
Согласно новой версии бюджета, для финансирования дефицита депутаты пересмотрели план внешних заимствований, увеличив его на 8,1 млрд грн, до 51,2 млрд грн, и сократив внутренние займы на 3,6 млрд грн, до 111,3 млрд грн. Изменены и прогнозы поступлений от приватизации — депутаты ожидают на 1,2 млрд грн больше. Хотя при подготовке изменений к проекту бюджета специальная контрольная комиссия Верховной рады по вопросам приватизации рекомендовала снизить план с 17 млрд грн до 4,86 млрд грн, поскольку такие ожидания "не обоснованы реальными расчетами и не подкреплены объектами". Госдолг также увеличен — на 200 млн грн.
Депутаты парламентского большинства даже не знали основных параметров бюджета, за который проголосовали
Кроме того, депутаты расширили источники доходов спецфонда и перечень программ, которые будут финансироваться за счет него. В сессионном зале с голоса глава комитета по вопросам бюджета Евгений Геллер (Партия регионов) предложил увеличить долю отчислений сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию (кроме когенерационных установок) с 25% до 61,7% и поступлений от приватизаций объектов топливно-энергетического комплекса до 50%. За счет этих средств (1,1 млрд грн) будут профинансированы строительство угле- и торфодобывающих предприятий (еще 364,2 млн грн дополнительно получат из общего фонда), а также частичная компенсация потерь за потребленную электроэнергию, связанную с перебрасыванием воды в засушливые регионы. Также из спецфонда в этом году будут осуществляться расходы на строительство жилья для военнослужащих Вооруженных сил — 442,4 млн грн — и на субвенции местным бюджетам для погашения задолженности разницы в тарифах — 2,9 млрд грн. "Раньше такого не было, а принималось соответствующее постановление, и под него выделялись бюджетные деньги",— поясняет Александр Долженков (ПР).
Среди принятых поправок — увеличение на 200 млн грн уставного капитала Госзембанка, продление до 2016 года нормы об освобождении от налогообложения НДС операций с экспортом зерна. "Отдельно проголосовали путем поднятия рук и вернули льготу по НДС при импорте газа. А это еще дополнительные 2 млрд грн",— добавил глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник (ПР). Напомним, что в конце прошлого года парламент отменил преференцию, но президент позже поручил ее восстановить.
В целом депутаты пересмотрели расходы по 110 бюджетным программам в сторону увеличения. Почти 600 млн грн дополнительно будет выделено на строительство и ремонт объектов государственного и регионального значения, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, 385 млн грн — на дополнительные дотации Киеву, Крыму и Донецкой области, 300 млн грн — на обеспечение жильем инвалидов войны, воинов-интернационалистов и чернобыльцев, 200 млн грн — на ремонт лифтов. Удовлетворили поправки, увеличив расходы на содержание администрации президента — на 34 млн грн — и судов — на 14,5 млн грн.
Экс-министр финансов в правительстве Юлии Тимошенко Виктор Пинзенык (УДАР) принятый бюджет назвал "трагедией для страны и граждан", так как он имеет рекордную за все годы независимости разбалансировку, которую депутат оценивает в 200 млрд грн. Помимо самого дефицита в 70 млрд грн, бюджет имеет прогноз завышенных доходов и часть расходов, не отображенных в таблице, а только в тексте. "На комитете был протокол решения рабочего совещания у главы комитета,— говорит член бюджетного комитета Олег Медуница ("Батькивщина").— Из воздуха взяли увеличение доходной части, 1 млрд грн поделили себе любимым на свои округа, в том числе дали и внефракционным, обеспечив их поддержку. Олесь Доний проголосовал, например". А депутаты большинства даже и не знали основных параметров бюджета, за которые проголосовали. "Я же не председатель бюджетного комитета. Доходы 500 млрд грн, расходы 570 млрд грн..." — говорит господин Хомутынник. "Конкретно не могу назвать бюджетные программы, по которым увеличены расходы. Нужно смотреть",— добавляет господин Долженков. Замглавы фракции ПР Михаил Чечетов заявил, что бюджет оказался реалистичным благодаря историческим договоренностям президентов Виктора Януковича и Владимира Путина.