Летательный исход
Утверждена новая схема субсидирования авиаперелетов на Дальнем Востоке
Правительство расширило программы субсидирования региональных авиаперевозок на 2014 год, в том числе на Дальнем Востоке. По новой схеме перевозчики будут получать субсидии не на пассажиров, а на целые рейсы. По замыслу Минтранса РФ, это решит проблему нехватки пассажиропотока на важных, но малочисленных рейсах удаленных регионов. Эксперты считают, что подобный подход вынудит мелких игроков рынка объединяться.
В рамках программ субсидирования льготных авиаперевозок пассажиров в четырех федеральных округах (Дальневосточном, Северо-Западном, Сибирском и Уральском), а также программы поддержки региональной авиации в 2014 году планируется перевезти более 1,5 млн пассажиров и открыть около 100 новых маршрутов, что увеличит объем региональных перевозок почти на 30%. Об этом в среду на совещании президента Владимира Путина с рядом членов правительства заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. Глава министерства отметил, что принцип распределения субсидий новых программ будет таким же, как у программы поддержки региональной авиации, которая начала работать в середине прошлого года. Он заключается в поддержке не какого-то конкретного пассажира, как было раньше, а выполненного авиакомпанией рейса. «Если раньше субсидия выдавалась непосредственно на каждый купленный авиабилет пассажирам и зачастую пассажиропотока было недостаточно, чтобы раскрутить или сделать очень плотной сетку маршрутов, то сейчас мы субсидируем целый рейс»,— пояснил господин Соколов.
По его словам, появление такой системы субсидирования в 2013 году «нашло очень широкий отклик на рынке». За пять месяцев благодаря этой программе было перевезено почти 190 тыс. человек по 69 маршрутам, в том числе 54 новым направлениям, объем поддержки составил 1,35 млрд руб. Всего же по всем пяти программам поддержки региональных авиаперевозчиков в прошлом году удалось перевезти почти 1,15 млн пассажиров и открыть 80 новых рейсов и маршрутов. Общий объем финансирования этих программ за все время их действия составил 7,5 млрд руб. Участие в них позволило российским авиакомпаниям только за последние два года приобрести 66 новых самолетов для региональной авиации, отметил чиновник.
Наиболее успешной при этом стала программа перевозки пассажиров с Дальнего Востока, подчеркнул Максим Соколов. Она действует уже не первый год, но за время ее реализации количество обслуживаемых пассажиров возросло в 3 раза и составило в 2013 году более полумиллиона человек. На данный момент действует 42 маршрута, общий объем — 3,6 млрд руб. В 2014 году в нее дополнительно включат маршруты из Иркутска в направлении курортов юга России и Санкт-Петербурга.
Владимир Путин отметил важность новой системы субсидирования рейсов вне зависимости от количества пассажиров. Он также добавил, что необходимо добиваться, чтобы для региональной авиации использовались самолеты отечественного производства. Отметим, что согласно новой редакции программы субсидирования приоритет будет отдаваться перевозчикам, использующим новые российские воздушные суда.
Тем не менее ранее Координационный совет (КС) ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» заявил, что из девяти авиакомпаний, расположенных на территории ДФО, в программе субсидирования региональных перевозок в 2013 году смогли принять участие только «Аврора» и «Якутия», так как остальные перевозчики не отвечают критериям (см. „Ъ“ от 12 декабря). Члены КС высказали предположение, что эта же причина может не дать авиакомпаниям участвовать в программе и в 2014 году, несмотря на смягчение условий для Дальнего Востока. Председатель КС зампред правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин также заявил в начале декабря, что «субсидии должны получать пассажиры, а не рейсы или авиакомпании».
Старший аналитик Инвесткафе Андрей Шенк считает, что новый способ субсидирования позволит компаниям активно наращивать маршрутную сеть и пассажиропоток. Это может решить проблему рентабельности на новых маршрутах из-за низкого процента загрузки, что в перспективе упростит для авиакомпаний получение заемных средств под расширение парка, отметил эксперт. Что касается жестких условий для авиакомпаний, аналитик уверен, что власти будут развивать конкуренцию на региональных рынках, но не заинтересованы в том, чтобы компаний было много, так как это усложняет возможность контроля. «Я не исключаю, что в каком-то виде субсидирование может ускорить процессы консолидации мелких игроков в более крупную компанию, которая сможет конкурировать с «Авророй»,— заключил Андрей Шенк.