Много света в холодной воде

Алексей Тарханов об Amsterdam Light Festival

Амстердам, как и человек, по большей части состоит из воды. Прогулки по каналам — одно из главных летних удовольствий. Хороши каналы и свирепой зимой, когда по замерзшей воде катаются конькобежцы, как на картинах голландцев. Но такая зима теперь исключение, которым хвалятся в инстаграме. Обычная же амстердамская зимняя вода источает немилосердный влажный холод. Бывалый турист бежит от нее на твердую почву, а капитаны речных трамвайчиков проклинают судьбу и погоду.

В конце концов судовладельцы решили, что надо найти такую приманку, которая заставила бы туристов кататься на лодках даже зимой. Что может убедить человека вести себя вопреки разуму и природе? Конечно, современное искусство! Благо Амстердам закончил многолетнюю занудную реконструкцию своих великих музеев — Рейксмюсеума и Стеделейка — и снова стал наиглавнейшим художественным центром Европы.

Арматоры пригласили художника и дизайнера Рохира ван дер Хейде. Рохира знают во всем мире как мастера и яростного пропагандиста световой архитектуры. Его лекции мы слышали в Москве, он работает в Корее, Британии, Дании, освещал Олимпийский стадион в Пекине и купол "Миллениума" в Лондоне. Начинал осветителем в театре, потом создал световое подразделение в знаменитой дизайнерской конторе Arup, а теперь возглавляет специальный департамент в Philips "Световые решения". Без него не появилась бы эта замечательная идея смешать в зимнем Амстердаме воду со светом.

Так два года назад появился Amsterdam Light Festival. Личный корыстный интерес Рохира ван дер Хейде заключался в том, чтобы сделать Амстердамский фестиваль света серьезным международным художественным событием. Если есть заинтересованность, если арматоры платят и поддерживает город, почему бы самому не поработать с любимой темой света и не предложить это сделать другим. Фестиваль не может быть сделан только потому, что "так решили". Это пройдет на первый раз, но придуманное должно понравиться не только зрителям, но и художникам. Когда у них появляется возможность показать свои вещи профессионалам, они станут за это бороться, а не заставят себя уговаривать.

"Еще не моя история", Венсан Олине

Фото: Reuters

Известие об Amsterdam Light Festival распространилось со скоростью света. "В прошлом году у нас было 60 заявок,— говорит Рохир,— а в этом году захотели участвовать 360 художников. Нам оставалось только отбирать лучшее". Ну конечно, не просто отбирать. При отборе акценты меняются. Жюри работало, как худсоветы в Союзе художников. Например, одну из самых симпатичных работ нынешнего фестиваля — светящиеся гнутые силуэты над водой Ральфа Вестерхофа — жюри приняло без энтузиазма, но ван дер Хейде настоял на том, чтобы проект был не только осуществлен, но увеличен в масштабах.

Появилась и возможность искать, приглашать и привозить работы "старых мастеров". В этот раз на воде был установлен "Fly's Eye Dome", купол Бакминстера Фуллера, одного из самых интересных архитекторов и дизайнеров прошлого века. Эта вещь ранее не покидала Америки, теперь ее можно рассмотреть в Европе. А с произведением гениального американца неожиданно зарифмовалась белоснежная кровать под балдахином, плавающая по одному из центральных каналов. Молодой французский художник Венсан Олине назвал свою работу "Еще не моя история" и объяснил, что торжественное ложе в амстердамском районе "Красных фонарей" вполне соответствует духу города.

"Круг света", Тэмэр Франк

Фото: Reuters

Вот еще одно свойство произведений, представленных на Amsterdam Light Festival,— они должны быть связаны с Амстердамом. Вроде восстановленной на время старинной городской башни, возведенной из ткани и легких конструкций и обрисованной светом. Она точно отвечает девизу нынешнего фестиваля "Building With Light" — "Строить с помощью света". Это идея Тодда ван Хульцена, дизайнера и художника кино, известного нам по "Девушке с жемчужной сережкой", не раз сотрудничавшего с Гринуэем. Или работа австриячки Терезы Мар, спроектировавшей фрагменты картин импрессионистов на выходящий к Амстелу фасад амстердамского филиала Эрмитажа, где в эти дни проходила выставка "Гоген, Боннар и Дени, русский вкус во французском искусстве".

Кроме водного парада световые инсталляции были выстроены и на суше. Зрители путешествовали от одного маяка к другому, разглядывая работы современных художников. Удивительный вернисаж, требующий для себя не света, а сумерек. Авторы использовали движущиеся прожекторы, светящиеся диоды и инфракрасные лучи, но самой эффектной здесь оказалась простая и наивная композиция возле оперного театра — куда жители города принесли и поставили сотни настольных ламп, создавших посреди города настоящий остров света.

"Мы зажигаем Амстердам", Лукас де Ман и Паскаль Лебук

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Amsterdam Light Festival становится обязательным зимним событием. Мне очень нравится ситуация, когда фестивали рождаются не ради освоения бюджета, а при совпадении нескольких эгоистических соображений. У каждого были свои — у города, судовладельцев, хозяев отелей, художников и, конечно, у арт-директора фестиваля Рохира ван дер Хейде. На месте арматоров я бы поставил ему плавучий памятник на коне и с шашкой и щедро подсвечивал его каждую ночь, потому что его идеи позволяют не просто оживить каналы, но и осветить сумерки, которые зимой начинаются едва ли не с обеда.

www.amsterdamlightfestival.com

Алексей Тарханов

Вся лента