Дырка от "Кольца"
"Мосгортранс" не получил рекламных денег
Столичному бюджету не суждено выручить почти 2,2 млрд руб. от размещения рекламы на общественном наземном транспорте. Как и предупреждал "Ъ", агентство "Бульварное кольцо", в 2011 году выигравшее соответствующий аукцион, так и не смогло рассчитаться за прошлый год с "Мосгортрансом", и предприятие инициировало расторжение пятилетнего договора.
Иск ГУП "Мосгортранс" на 349 млн руб. к ООО "Агентство недвижимости "Бульварное кольцо"" зарегистрирован в картотеке арбитражного суда Москвы 16 января. На рекламном рынке об этой компании узнали в мае 2011 года, когда она неожиданно выиграла объявленные ГУПом торги на право размещать рекламу на всем общественном наземном транспорте столицы (около 7,4 тыс. автобусов, троллейбусов и трамваев). При стартовой стоимости пятилетнего контракта 442 млн руб. "Бульварное кольцо" пообещало перечислить "Мосгортрансу" более 2,189 млрд руб., хотя в 2010 году затраты на подобную рекламу в Москве, по оценке "ЭСПАР-Аналитик", не превышали 220 млн руб.
Те торги "Мосгортранса" стали первым рекламным аукционом, которые провела команда Сергея Собянина. На следующий день мэр лично похвалил руководителя департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова: "Когда коррупционные схемы устраняются, результат получается вполне приличным". Вырученные деньги чиновники обещали направить на обновление подвижного состава. Но участники рынка предупреждали, что собрать с рекламодателей такую сумму невозможно. По условиям заключенного в июне 2011 года договора в первый год работы "Бульварное кольцо" должно было перечислить "Мосгортрансу" 13% от стоимости контракта, во второй — 16%, в третий — 20%, в четвертый — 24% и наконец в пятый — 27%. Уже на второй год работы агентство попросило ГУП и департамент СМИ и рекламы снизить сумму договора примерно на 60%, но получило отказ. В 2012 году чистый убыток по РСБУ компании, по данным "СПАРК-Интерфакса", равнялся 199,8 млн руб. при выручке 362,2 млн руб. За первые два года "Бульварное кольцо" заплатило "Мосгортрансу" 635 млн руб. (сколько заплатил предыдущий подрядчик не раскрывалось, четких условий у него не было).
В 2013 году "Бульварное кольцо", в котором к этому времени сменились владельцы и топ-менеджмент, так и не смогло полностью перечислить "Мосгортрансу" положенные 438 млн руб., в результате ГУП в начале декабря временно перестал предоставлять агентству свой подвижной состав. На прошлой неделе, рассказывают собеседники "Ъ" на рынке, "Мосгортранс" вновь отказался выдавать транспорт подрядчику и письменно уведомил его о намерении расторгнуть контракт. Гендиректор "Бульварного кольца" Данил Першин подтвердил получение от "Мосгортранса" искового заявления на 349 млн руб. и уведомления. Сейчас у компании требуемых денег нет, добавляет член правления "Бульварного кольца" Расул Ахметов (до сентября был гендиректором). В пресс-службе "Мосгортранса" все вопросы переадресовали в столичный департамент транспорта, там на запрос "Ъ" не ответили. В департаменте СМИ и рекламы от комментариев отказались.
После расторжения договора "Мосгортранс" по идее должен будет провести новые торги. Но источник, знакомый с планами департамента транспорта, утверждает, что чиновники рассматривают вариант создания собственной рекламной службы либо при ГУПе, либо при самом департаменте.
В прошлом году резкая игра на повышение была зафиксирована на еще одних торгах, связанных с размещением рекламы на транспорте. Впервые такой аукцион провело ГУП "Мострансавто", управляющее автобусными перевозками в Подмосковье. При стартовой стоимости трехлетнего контракта 100 млн руб. победитель — ООО "Империя-К" — обязался перечислить 740 млн руб. Но компания не стала заключать договор, и право размещать рекламу на 5 тыс. курсирующих по области автобусах перешло к агентству "Нью-Тон", остановившемуся на 735 млн руб. Собрать эту сумму "почти нереально", даже несмотря на то что некоторые областные автобусы заезжают в Москву и реклама на них пользуется спросом, признал вчера исполнительный директор "Нью-Тона" Овик Саркисян. Но, по его словам, вопрос о расторжении договора с "Мострансавто" пока не поднимался, а в агентствах надеются, что теперь к нему перейдет часть клиентов "Бульварного кольца".